В Венесуэле завершилась государственная церемония прощания с Уго Чавесом
Последние почести команданте и слезы, которые не могли сдержать не только родные умершего президента, но и некоторые мировые лидеры, прибывшие в Каракас. Затем была присяга Николаса Мадуро, ставшего временно исполняющим обязанности главы республики. Доступ к телу Чавеса вновь открыт для простых венесуэльцев, которые готовы стоять в многокилометровых очередях. Между тем, обстоятельства его смерти обрастают новыми слухами.
Теперь это уже кадры истории: безутешная Элена Фриос де Чавес, мать команданте, перед толпой, скандирующей имя ее сына. Звезда Голливуда Шон Пен, друг и почитатель венесуэльского лидера, приехавший проститься с ним лично. Президент Белоруссии Александр Лукашенко с сыном Колей на коленях, его лицо в слезах. И дрожащий голос вице-президента Николаса Мадуро: "Миссия завершена, команданте, но борьба продолжается. И Чавес живет. Да здравствует Чавес, да здравствует наш народ! Вперед к победе революции!"
После официальной церемонии прощания на особой сессии национальной Ассамблеи Мадуро принес президентскую присягу. До выборов, которые должны пройти не позже чем через месяц, он будет исполнять обязанности главы государства. В Венесуэле все уверены, что и после выборов он останется у руля.
Между тем обстоятельства смерти Чавеса продолжают обрастать подробностями. Испанская газета АВС утверждает, что Чавес скончался гораздо раньше официально объявленного часа, и не в военном госпитале Каракаса, а в Гаване, куда его спешно доставили, в последний раз пытаясь спасти. Тело команданте, сообщает издание, ссылаясь на военные источники в Венесуэле, тайно привезли в Каракас в ночь на среду. После освидетельствования его одели в форму десантника и спрятали в морге. По улицам венесуэльской столицы из соображений безопасности пронесли пустой гроб. Те, кто отстоял 15-20 часов, чтобы проститься с команданте, рассказывают: президент не похож на того, каким его видели в последний раз сограждане. Следы тяжелой болезни, химиотерапии и радиотерапии незаметны. Чавес кажется лет на 10 моложе.
"Я очень горжусь тем, что увидел его сегодня. Я увидел сильного человека. Его лицо не изменилось от болезни, он выглядел точно так же, как и раньше, как солдат, которым он всегда был", - говорит Али Андраде.
"Он заслужил такое прощание. Президент Чавес бы великим человеком не только для Венесуэлы, но для всего мира. Он думал о бедных, он любил свой народ, и мы тоже его любили", - отмечает сторонница Чавеса.
Перевести на русский речовку, которую скандируют венесуэльцы, непросто, буквально примерно так: "Чавес не умер, он умножился", то есть растворился в каждом венесуэльце. О нем уже слагают песни и поэмы. История его жизни и кончины переходит в народные сказания.
В толпе, растянувшейся на километры, говорят про поиски империалистов и про "проклятье Симона Боливара", подобное "проклятью Тутанхамона". Два года назад по приказу Уго Чавеса тело Симона Боливара было эксгумировано. Все, кто имел к этому непосредственное отношение, скончались при разных обстоятельствах: кто-то в ДТП, кто-то от болезни. Остался только Чавес. Ему поставили диагноз "рак" через несколько месяцев после того, как Боливара поместили в Пантеоне.
Но все это слухи и домыслы, превращающие Чавеса в фигуру мифическую. Впрочем, он уже давно для многих легенда.