На улицах Каракаса собрались сотни тысяч венесуэльцев, желающих проститься с Уго Чавесом
Венесуэла прощается с Уго Чавесом. Сотни тысяч людей нескончаемым потоком идут к зданию Военной Академии, чтобы отдать дань памяти своему президенту. Похороны намечены на завтра. Но где именно они пройдут, до сих пор точно не известно. Большинство венесуэльцев хочет, чтобы Чавес покоился в Национальном пантеоне рядом с героем страны Симоном Боливаром. Но тогда придется менять Конституцию. Ведь по закону, такой чести может быть удостоен гражданин Венесуэлы за неоценимые заслуги перед отечеством лишь через 25 лет после смерти.
В Каракасе - хаос. Не работают банки, магазины и аптеки, закрыты школы и госучереждения. Военные повсюду. Машины, люди, мотоциклы - все смешалось и течет, как живая река, из центра города к окраине.
Между двумя огромными плитами, на которых высечены имена побед героя и освободителя Венесуэлы Симона Боливара, находится вход в военную академию. Здесь Венесуэла будет три дня прощаться со своим президентом.
Гроб с телом Чавеса доставили сюда накануне. 7 часов его везли через весь Каракас под палящим тропическим солнцем. Сотни тысяч человек сопровождали процессию.
Почетный караул, сабля Симона Боливара под стеклом. В зале академии - вся политическая, военная и культурная элита страны, а также лидеры Аргентины, Уругвая и Боливии.
Национальное телевидение ведет прямую трансляцию. Видеокамеры поставлены так, что самого Чавеса увидеть невозможно.
К гробу подошли его дети. Зал приветствует их стоя. С Чавесом прощаются его мать и родные братья. И снова овация. Вице-президент Николас Мадуро тоже в зале. Вся полнота власти в стране сейчас принадлежит ему.
Бывший водитель автобуса, затем лидер профсоюза, он стал убежденным чавистом благодаря супруге Силии Флорес. Она была одним из адвокатов, которые вытащили в свое время Чавеса из тюрьмы. Сама Силия Флорес теперь генпрокурор республики и, как все уверены, будущая первая леди Венесуэлы.
За стенами академии - людское море. Дети, взрослые, старики - все плачут и поют одновременно. Уго Чавес для них - герой и легенда. Его уход - личное горе.
"Да, я плачу. Это слезы благодарности за то, что он сделал для народа. Он всегда будет в наших сердцах!" – говорит мужчина.
"Чавес был нашем лидером, нашим отцом, нашим учителем и вождем. Мы потеряли его физически, но он всегда с нами, потому что стал частью нас самих. Мы все здесь - Чавес!" – говорит женщина.
Портреты Чавеса повсюду. С его фотографией в полный рост готовы идти через весь город пешком. Любовь венесуэльцев к своему команданте безгранична, и ее проявления порой неожиданны.
"У меня много Чавесов: в зеленом костюме, в красном. Есть еще красный верх, зеленый низ... Когда он болел, я его из рук не выпускала: гладила, баюкала, чтобы он там поправлялся, потому что он единственный человек на свете, кто действительно думал и заботился о нас", - говорит женщина.
Куклы и фотографии Чавеса, футболки с его изображением - сейчас самый ходовой товар. Стоят недорого, но за день у мелких торговцев набегает приличная сумма. Люди довольны: им кажется, что команданте и после смерти продолжает заботиться о них.