В Париже набирает популярность новый вид общественного транспорта
Небольшие электромобили можно взять напрокат и оставить в любом квартале. Отпадает проблема с парковками, тратами на обслуживание личных автомобилей. Многие уже продают свои машины и пересаживаются в электрокары.
Поступок Пьера в Париже никто уже не считает неординарным. По статистике, таких как он, сейчас около четверти горожан. Своими машинами они больше не пользуются: продают или держат в пригородных гаражах. Жизнь автолюбителя в столице Франции не проста. Постоянные пробки, объявления о закрытии порой целых набережных для движения. Парковаться сложно, долго - мест нет, но главное - дорого. Пьер год назад продал и джип, и свой маленький двухместный автомобиль, и подсел на нововведение.
"Я стал спокойнее. Не ищу место для парковки у офиса, не сражаюсь за парковку у дома. И при этом экономлю: дорога от дома до работы мне обходится в 3 евро. Для сравнения - такси стоит 8 евро, метро - почти 2", - рассказывает Пьер Пети.
Этот новый вид общественного транспорта появился на парижских улицах около года назад по инициативе и при поддержке мэрии города. "Автолиб" означает свободная машина. Она свободна, потому что не знает самой большой парижской проблемы: где припарковаться. Для нее всегда есть место на специально выделенной стоянке.
Удобство в том, что автомобиль можно без проблем взять на одной станции, а оставить на другой. Например, арендовать машину на парковке у дома, а вернуть - на стоянке у работы. В Париже и его пригородах более тысячи подобных станций.
"После того как вы выбрали адрес, машина вам предложит два варианта: отправиться по этому адресу или ехать к ближайшей стоянке автолиба, на которой есть свободные места, их компьютер видит в режиме реального времени", - сообщил представитель городской сети проката электромобилей "Автолиб" Хосе Амеида.
При этом хозяина у нее нет, в день может перевезти хоть десять разных человек. И никто из них не будет переживать, если цена на бензин вдруг возрастет. По улицам эти машинки крадутся без шума и пыли. У них электродвигатель: не издает ни звука и воздух не загрязняет. Для того чтобы автомобиль работал, так же как компьютер или телефон, его надо зарядить. Вместо розеток – столбики, которые есть на каждой стоянке.
Сначала изобрели велосипед. 6 лет назад именно на двухколесных впервые в Париже был опробован принцип - аренда на одной станции, а возврат на любой другой. Идея оказалась настолько популярной, что за время существования проекта количество и самих велосипедов, и стоянок увеличили вдвое! Сейчас парковки есть если не на каждой улице, то в каждом квартале точно.
На них ездят на работу, катаются во время свиданий, и даже доезжают ночью после вечеринки домой. Успех двухколесных автолиб и пытается повторить. Проект пока не окупился, но миллионного клиента в компании отпраздновали. Профсоюзы парижских таксистов уже протестуют против этой идеи. А Союз профессионалов по прокату автомобилей даже подал в суд иск о недобросовестной конкуренции. 250 млн евро госдотаций и займов, да еще и парковки по льготным тарифам!
Но у автолибов есть один большой минус: они - городские штучки. И не только потому что могут проехать без подзарядки только 250 километров, а потому что станций вне Парижа и его пригородов просто нет.