Нидерландский Драхтен — первый европейский город, отказавшийся от светофоров
Город без светофоров. Ещё 10 лет назад в голландском Драхтене решили провести эксперимент, и всё ради безопасности. Движение на перекрёстках регулируется только знаками. Результаты удивили всех - ни аварий, ни пробок.
Когда ученик получит права, решать, где и кого пропускать, в этом городе будет он сам, а не светофоры. "Внимательнее!", "Смотри по сторонам!" - инструктор Артур Шмит как мантру повторяет, казалось бы, дежурные подсказки.
"В Драхтене я работаю три года. Здесь мне пришлось привыкать к совсем другому стилю вождения. Без светофоров ты чаще принимаешь решения. Поэтому я учу: лучше лишний раз притормозить и посмотреть по сторонам, тогда и тебя успеют заметить", - рассказывает инструктор автошколы Артур Шмит.
В голландском городке Драхтен живут всего 50 тысяч человек. Но почти у каждого есть автомобиль или велосипед. Светофоры же можно пересчитать по пальцам. Это раньше их были десятки.
Сейчас в Драхтене светофорами оборудованы три перекрестка. Два из них на въезде в город, на оживленной магистрали, и один - в центре - как памятник былым временам. Впрочем, местные жители все чаще говорят, что светофор здесь только мешает.
В 90-х в Драхтене каждый год случались аварии со смертельным исходом, пока городские власти не решились на эксперимент. Воплотить так называемую идею "shared space" - по-русски "общее пространство" - известного голландского инженера Ганса Мондермана. Он утверждал, что светофоры, разметка, знаки - только отвлекают. Все участники дорожного движения должны быть равны, тогда будут осторожнее. Один из перекрестков был построен еще при жизни автора. Автомобилисты, велосипедисты и даже пешеходы двигаются одновременно. Последнее ДТП здесь зафиксировали 13 лет назад.
"Во многих странах я видел, как люди за рулем давят на газ, не глядя на других. А в нашем городе надо постоянно быть начеку. Потому у нас и сократилось количество аварий. Смертей не было уже лет десять. Пару раз в год происходят аварии, но обычно это лишь царапины на машинах или совсем легкие травмы", - рассказывает советник мэра Драхтена Хенри Фрисвяйк.
В мэрии считают: этот эксперимент в первую очередь социальный, и даже шутят, что им удалось построить социализм на дорогах. Местные жители поначалу опасались: раз все равны - начнется анархия. Как следствие - пробки. Но эффект получился обратный: разгрузились самые проблемные перекрестки.
"Раньше тут все было в светофорах. Три или четыре. Приходилось подолгу ждать. А теперь мы ездим медленнее, но без остановок. При этом стало безопаснее", - отмечает жительница Драхтена Класко Дюрсма.
Впрочем, есть и те, кто с этим не согласен. Бихов Лень почти ничего не видит. Переходя дорогу, он ориентируется на слух. Как раз таким, как он, не хватает светофоров со специальными звуковыми сигналами.
"Я же слышу, что только два автомобиля из десяти останавливаются, чтобы меня пропустить. Другим легко ориентироваться, а я обычно стою на тротуаре и боюсь сделать шаг. Перекрещусь - и перехожу", - рассказывает житель Драхтена Бихов Лень.
Но большинство горожан итогами дорожной революции довольны. И автомобилисты, и пешеходы, и статистика говорят: без светофоров тех, кто ведут себя как короли дороги, в Драхтене стало меньше.