Стрельбой и танками на улицах в Египте встречали вторую годовщину «финиковой революции»
Как и два года назад, толпа на Тахрир требует отставки Президента. Как и два года назад, никто не знает, что дальше. Исламист Мурси ведет себя как диктатор Мубарак те же два года назад. Ввел чрезвычайное положение, пригласил на переговоры оппозицию - и к нему тоже никто не пришел. Разница лишь в том, что на этот раз военные, верная опора египетской власти, объявили, что больше ничем помочь не могут - страна на грани развала. Еще немного - и Египет как государство прекратит свое существование.
Как будто ничего не изменилось: архитектура, пирамиды, старый Каир и площадь Тахрир словно два года назад. До того, как пытались сжечь Музей древностей. Теперь жгут то единственное, что у них осталось - турбизнес. Лучший отель Каира в огне.
На этот раз поводом для возобновления повсеместных беспорядков стало возмущение приговором, который был вынесен футбольным фанатам, виновникам прошлогодней массовой драки на стадионе в Порт-Саиде, в ходе которой тогда погибли 74 человека. Суд постановил казнить два десятка виновников происшествия. Возмущение, вызванное жестокостью приговора наложилось на революционный юбилей - к полыхающим площадям городов, расположенных вдоль Суэцкого канала - Исмаилии и Суэца, добавился вечно бурлящий Тахрир в Каире.
Недовольство последовательной исламизацией страны и концентрацией всей полноты власти в руках "Братьев-мусульман" сегодня в Египте разделяют очень многие. Призывы Мурси к единению перед лицом хаоса никто не слышит, а приглашения к началу диалога в лучшем случае вызывают недоверие.
"Прежде чем призывать к консультациям, Мурси должен сформировать правительство национального единства и отменить статьи Конституции, вызывающие недовольство населения. В противном случае это будет бессодержательный диалог", - убежден руководитель оппозиционного Фронта национального спасения в Египте Мухаммад аль-Барадеи.
Складывается такое ощущение, что лидеры Фронта национального спасения, объединившего наиболее влиятельные оппозиционные силы, в данном случае лишь ведомые. Сейчас, как и тогда, они надеются не на себя. Иначе зачем писать лозунги не по-арабски, будто вся эта демонстрация не для братьев мусульман, а для тех, кто два года назад аплодировал арабской революции с той стороны Средиземного моря. Иначе как объяснить то, что в четверг Объединенная оппозиция отказывается от применения силы, а уже в ночь с пятницы на субботу толпы молодежи организованно штурмуют Президентский Дворец в Каире?
Главный вопрос сейчас - кто же является движущей силой очередного витка борьбы с новым режимом президента Мухамада Мурси? Ведь энтузиазм недавних борцов с Мубараком заметно поубавился. С течением времени лицо египетской арабской весны молодело и становясь все более агрессивным, в конечном счете было спрятано под маску. По сообщениям египетской прессы, под ней скрывается организация, называющая себя "Черный блок".
Видеоролик "Черного блока", выложенный активистами в сеть. Ультралевые лозунги и декларация непримиримости в борьбе не просто с исламистским режимом, а с государством как таковым. Корни организации теряются в троцкистском движении в Германии 70-х. В тот самый момент, когда Ппезидент Мурси, выслушивая обвинения в антисемитизме и авторитаризме, тщетно вымаливал в Берлине так необходимые сейчас Египту кредиты, юные египетские последователи поседевших немецких троцкистов, вели на бой с полицией окончательно оголодавшую за годы нескончаемой революции молодежь.
Еще один ролик, вошедший в список главных европейских новостей. На этот раз голос за кадром на немецком языке поет текст примерно следующего содержания: "Мы уже готовы. Скоро придет черед Германии. Вспоминая арабскую весну, ждите европейского лета. Усама, мы дети шахидов. И мы уже чуем кровь. Смерть Обаме и Меркель! Сначала - удар по Нью-Йорку, потом - удар по Рейхстагу. Вы поплатитесь за свое высокомерие. Нам не нужна "демократия для скота". Вы заплатите за наши жертвы".
Немецкое издание "Ди Вельт" сообщает, что родина клипа - Египет. Туда в последние годы уехали многие салафиты из Германии. В Каире они объединяются вокруг австрийского проповедника Мухамеда Махмуда, которого называют Абу Усама аль-Хариб. Под маркой Глобальный исламский информационный фронт они публикуют видеопропаганду и записи на немецком языке. Служба безопасности Германии уже подтвердила, что они исследуют это видео и относятся к угрозам со всей серьезностью.
Премьер каирской оперы Хами Хасан из тех, кто ночевал на площади тогда и сейчас готов признать: революция проиграла. Что он может? Танцевать. В спектакле про Распутина он объясняет египтянам: посмотрите на страну, в которой все решали религия и революция.
Пока он может танцевать. Оперу и балет еще не запретили. Раз в неделю - на площадь. Чтобы быть с теми, в кого новая власть бросает гранаты с газом…