Бывший генерал МВД Украины Алексей Пукач получил пожизненный срок за убийство журналиста Г. Гонгадзе
Сегодня в Киеве поставлена точка в резонансном деле, за ходом которого следила вся Украина. Оглашён приговор бывшему высокопоставленному сотруднику МВД, который признался, что задушил журналиста Георгия Гонгадзе. Это преступление послужило началом так называемого кассетного скандала - в него оказались втянуты многие политики, в том числе из высших эшелонов украинской власти.
Вина экс-начальника департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексей Пукача в превышении власти и убийстве журналиста Гонгадзе полностью доказана. Приговор - пожизненное лишение свободы. Об этом говорится в решении Печерского районного суда. С самого начала процесс проходил в закрытом режиме, журналистов пустили в зал только сегодня.
В здание суда Алексея Пукача доставили под усиленной охраной. С момента задержания он заметно похудел и осунулся. Во время оглашения приговора, которое продолжалось почти пять часов, бывший глава службы наружного наблюдения стоял с молитвенником в руках, не проронив ни слова.
"Окончательно назначить Пукачу Алексею Петровичу за совокупностью преступлений наказание в виде пожизненного лишения свободы", - зачитал приговор судья Печерского районного суда г. Киева Андрей Мельник.
Суд также постановил лишить Пукача генеральского звания и выплатить потерпевшим 600 тысяч гривен, это почти 2 с половиной миллионов рублей.
- "Вам понятен приговор?"
- "Мне приговор будет понятен, когда со мной будут Кучма и Литвин", - ответил Алексей Пукач.
Бывший спикер Верховной Рады Владимир Литвин в деле погибшего журналиста пока не фигурировал, а вот в отношении экс-президента Леонида Кучмы в марте 2011-го уже возбуждалось уголовное дело. Он обвинялся в превышении должностных полномочий, которые привели впоследствии к убийству Гонгадзе. Аудиозаписи разговоров, в которых Кучма якобы приказывал разобраться с оппозиционным журналистом, суд доказательством не признал, и дело было закрыто.
В ходе процесса Пукач рассказал, что он лично задушил Георгия Гонгадзе. А затем вместе с подчиненными - двумя полковниками и майором (в 2008 году их осудили к срокам от 12 до 13 лет) он сжег и закопал тело журналиста. Обезглавленные останки и фрагменты черепа, которые, по выводам экспертов, могли принадлежать журналисту, были найдены в разное время и разных местах.
Почти 5 лет экс-глава милицейской "наружки" находился в розыске. Его задержали в июле 2009-го в селе Молочки, что в Житомирской области. Там он проживал под вымышленным именем и местным жителям представлялся капитаном дальнего плавания.
Бывший генерал в своих показаниях смерть Гонгадзе назвал случайностью. В то же время Пукач заявил, что приказ об устранении репортера он получил от бывшего министра внутренних дел Украины Юрия Кравченко, который был найден мертвым в своем доме в марте 2005 года, за день до вызова в Генпрокуратуру. Тогда гибель Кравченко назвали самоубийством, хотя, судя по результатам экспертизы, он погиб от двух огнестрельными ранений в голову.
Адвокаты потерпевшей стороны заявили о пробелах в расследовании этого уголовного дела. По их мнению, к убийству были причастны и другие высокопоставленные чиновники.
"В некоторой степени скептически отношусь к этому приговору. Я так и не понял во время рассмотрения дела в суде, какой же мотив действий Пукача: или он лично имел желание убить Гонгадзе, или ему кто-то заказал это убийство. Я считаю, что судом эти обстоятельства недостаточно изучены", - заявил Андрей Федур, адвокат матери Георгия Гонгадзе.
"Будем подавать апелляцию, поскольку я не соглашаюсь с тем, что отсутствует заказной характер преступления. Кроме карьерных побуждений, которые имели место в действиях Пукача, был мотив выполнить заказ. Меня удивляет, что суд признал доказанным наличие указания Пукачу от Кравченко и одновременно не увидел заказной характер убийства", - сказала Валентина Теличенко, адвокат жены Георгия Гонгадзе.
Защита Алексея Пукача также намерена обжаловать приговор, считая его чересчур суровым. Между тем, тело Георгия Гонгадзе до сих пор не предано земле, поскольку мать журналиста отказывается признавать, что найденные останки принадлежат ее сыну.