Ровно год прошел после крушения круизного лайнера «Коста Конкордия»
В Италии вспоминают погибших при крушении "Косты Конкордии". Год назад гигантский круизный лайнер, на борту которого находились более 4 тысяч пассажиров, напоролся на рифы. Погибли 32 человека, еще двое пропали без вести. А все из-за беспечности капитана, который покинул тонущее судно одним из первых, бросив людей на произвол судьбы.
Тысячи людей собрались на небольшом итальянском островке Джилио, о котором весь мир узнал год назад, после крушения круизного лайнера "Коста Конкордия", чтобы почтить память погибших. А пассажиры, которым посчастливилось выжить, - еще и еще раз поблагодарить тех, кто помог им спастись. В одной только портовой церкви в ту ночь нашли приют 2000 человек, жители острова несли туда одежду и еду.
"Мы делали все, что могли, хотя наших сил было явно недостаточно", - вспоминает священник Лоренцо Паскуотти.
Даже спустя год два человека до сих пор числятся пропавшими без вести. Среди них - пассажирка лайнера Мария Грация Трекарики. Накануне годовщины катастрофы ее муж установил под водой памятную табличку с фотографией жены.
"Моя дочь помнит, как держала мать за руку, умоляла ее сесть вместе с ними в спасательную лодку, но людей было уже слишком много, и моя жена упросила дочь плыть без нее. А через две минуты лайнер перевернулся, и она погибла", - рассказывает Элио Винченци.
По-прежнему остается неурегулированным ряд юридических вопросов. Француз Альбер Караяни и его жена Виолет Морра отказались от денежной компенсации компании-судовладельца. Так же, как и почти треть выживших в катастрофе, они возмущены суммой выплаты.
"Это бы означало, что наши жизни стоят всего 11 тысяч евро. А они стоят 11 тысяч евро? Мы до сих пор не можем пережить весь этот ужас, поэтому и отказались", - говорит Виолет Морра.
Ровно год назад гигантский круизный лайнер "Коста Конкордия" подошел слишком близко к острову и напоролся на риф, получив 70-метровую пробоину. На борту было 4200 человек - пассажиры и члены экипажа. Большинству людей удалось спастись, потому что берег был рядом. Но 32 человека погибли, в том числе пятилетняя девочка.
Анна и Диего Венерони находились на борту лайнера со своим годовалым сыном. "Я хотела бы встретиться лицом к лицу с капитаном Скеттино, не обвинять его, но просто спросить, почему он допустил все это", - негодует Анна Венерони.
Между тем капитан Франческо Скеттино, с самого начала считавшийся главным виновником происшествия - его обвиняют за отклонение от курса, в умышленной задержке на час команды об эвакуации пассажиров и бегстве одним из первых с терпящего бедствие судна - освобожден от домашнего ареста под подписку о невыезде.
Судебный процесс идет неспешно, дата нового заседания неизвестна. Зато известно, что Скеттино пишет книгу, права на которую уже продал за круглую сумму, и обсуждает сценарий художественного фильма о катастрофе.
Уникальная операция по ликвидации последствий столкновения должна была закончиться к концу этого месяца. 400 специалистов готовят судно к буксировке. Но темпы работ отстают от графика. Экологи торопят: хотя операция по откачке топлива прошла успешно, внутри лайнера остаются тяжелые металлы и тонны сгнившей еды.
"К июню мы перевернем корабль, поставим его в вертикальное положение и к сентябрю отбуксируем. Эти новые сроки вполне реалистичны", - считает руководитель проекта по поднятию лайнера "Коста Конкордия" Серджио Джиротто.
Но сегодня все споры и противоречия будут на время забыты. На острове чтят память погибших той ночью. Пройдет символическая церемония возвращения в море обломка рифа, который стал причиной катастрофы. В портовой церкви отслужат мессу, а на пристани откроют мемориал с именами погибших. А после минуты молчания, ровно в 21 час 45 минут, в то же время, когда произошла катастрофа, зазвучат корабельные сирены.