Целый комплекс человеческих факторов привел к катастрофе самолета «Сухой Суперджет-100» в Индонезии
Сегодня официально объявлено, что стало причиной крушения лайнера, и какие-либо поломки в системах самолета в этот перечень не входят.
Это расследование длилось семь месяцев. Семь месяцев эксперты изучали записи двух самописцев: речевого и параметрического, прослушивали разговоры пилотов и диспетчера, по секундам восстанавливали маршрут рокового полета. Полученные сведения подтвердили версию, которая была основной с первых дней расследования.
"Суперджет-100" разбился 9 мая недалеко от столицы Индонезии. Этот самолет стал первой за последние 20 лет разработкой отечественного авиастроения. В Джакарте его достоинства и должны были оценить потенциальные покупатели. Во время второго за день демонстрационного полета лайнер врезался в отвесную скалу. Погибли все, кто был на борту: 45 человек, из них 8 россияне.
"Суперджет-100" оснащен самыми современными системами безопасности. Поэтому сразу же возникли вопросы: неужели техника подвела? После расшифровки черных ящиков стало понятно, что все системы работали в штатном режиме. Об этом сегодня заявил глава Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии.
"Система безопасности подала сигнал об опасном приближении к земле перед крушением, после чего последовали шесть сигналов предупреждения об опасности столкновения с землей. Командир экипажа отключил Систему раннего предупреждения столкновения с землей, так как он посчитал, что причиной ее срабатывания была проблема с базой данных", - сообщил глава Национального комитета по безопасности на транспорте Индонезии Татанга Курниади.
Чтобы отключить систему достаточно нажать несколько кнопок. Командиром лайнера был летчик-испытатель Александр Яблонцев. Он первым поднимал "Суперджет" в небо и лучше всех знал эту машину. Как установили специалисты, Яблонцев не понимал, что находится в горах. К тому же в кабине пилотов находился пилот индонезийской авиакомпании.
Полет проходил над равниной. "Суперджет" должен был выполнить разворот и вернуться. Чтобы снижение было плавным, экипаж планировал сделать петлю - разворот на 360 градусов, так называемую орбиту. Второй пилот обращается к диспетчеру: "Прошу правую орбиту".
Диспетчер: "Romeo 36801, правую орбиту разрешаю, шесть тысяч".
Шесть тысяч футов, что равняется 1800 метрам, это высота до которой разрешили снижение. Хотя минимальная высота полетов в этом районе - 2070 метров. Почему диспетчер дал разрешение - непонятно. Самолет начинает разворот. В это время капитан судна показывает гостю, как работает та самая Система предупреждения об опасном сближении с землей.
В эти минуты гость в кабине продолжает расспрашивать капитана о самолете. Яблонцев отвлекается. Причем разворот самолета в режиме автопилота регулировался вручную. Как установили эксперты Яблонцев недокрутил ручку управления и самолет отклонился от курса. Диспетчер молчит, хотя он должен сказать, что делать экипажу дальше.
Капитан уверен: самолет идет на посадку в сторону аэродрома. На самом деле они летели в противоположном направлении. В эти мгновения срабатывает Система об опасном сближении с землей. Капитан отключает систему, воспринимая ее предупреждения как ошибку. После этого и происходит столкновение с горой.
"Столкновения можно было избежать, приняв превентивные меры за 24 секунды после первого предупреждения TAWS", - сообщил замглавы Минпромторга РФ Юрий Слюсарь.
Расследование выявило и серьезные недостатки в работе диспетчеров. Один человек одновременно следил за полетом 14 самолетов. Более того, диспетчер, когда вводил информацию о российском лайнере в компьютер, забил лишь две буквы Су - машина выдала первый известный тип самолетов Су-30. То есть диспетчер считал, что на радаре военный истребитель под управлением местного летчика. Что касается самого самолета, эксперты установили: техника и все системы "Суперджета-100" работали без сбоев до удара с землей.