Программа по производству биотоплива оказалась в Латвии под угрозой
Амбициозная программа в энергетике, придуманная Евросоюзом, может нанести удар по Латвии, которая на фоне кризиса еврозоны старается улучшить свои показатели в экономике. Производство биотоплива, на которое когда-то сделали ставку, сейчас приносит убытки, и они, похоже, будут только расти.
Арнис Гринхофс проработал на заводе почти 40 лет. Он один из десятков специалистов уволенных за последние месяцы после того, как производство биоэтанола в поселке Яунпагастс встало. Сейчас бывший слесарь живет на пособие.
"Как прокормить семью, когда срок выплат закончится, не знаю. Тут работу не найти. Кто помоложе, уехал. А я уже не в том возрасте", - говорит бывший слесарь завода по производству биоэтанола Арнис Гринхофс.
Когда-то здесь делали спирт для знаменитого "Рижского бальзама". В середине 2000-х Евросоюз решил развивать биотопливную отрасль. чтобы снизить выбросы в атмосферу углекислого газа и уменьшить зависимость от поставщиков нефти. Инициативу ЕС в Латвии восприняли с энтузиазмом. Государство обещало производителям многомиллионную поддержку. Завод в Яунпагастсе перепрофилировался одним из первых.
Ежедневно на этом заводе производили 15 тонн биотоплива. Этого количества хватает, чтобы полностью заправить 300 легковых автомобилей. Возобновится ли здесь когда-нибудь работа - неизвестно. Такая же участь постигла почти всех производителей биотоплива в Латвии. Из девяти предприятий на данный момент функционирует только один.
Сначала по производителям ударил экономический кризис. Государство задержало выплату субсидий, и предприятия оказались на грани банкротства.
"Было слишком много энтузиазма, стремления к зеленой энергии. Решение было очень рисковым. Вне зависимости от последствий для производств, мы больше не можем себе позволить вкладывать в них бюджетные деньги, пусть даже они умирают", - говорит советник государственного секретаря Министерства экономики Латвии Гатис Абеле.
Евросоюз собирается урезать финансирование фермеров, которые выращивают сырье для биотоплива. По расчетам многих экономистов, сегодня себестоимость переработки нефти вдвое дешевле. Все больше пшеницы, кукурузы идет не в бензобак, а на стол. И наука еще не предложила дешевый способ получения биотоплива из мусора.
Но у богатых стран пока хватает денег на эксперименты. Свои биотопливные заводы там закрывать не спешат. К 2020 году десятую часть транспорта в Европе всe же планируется перевести на альтернативное топливо.
Производители в Латвии бьют тревогу. Если не вложить десятки миллионов евро сейчас, потом придется отдать сотни.
"В 2020 году, если мы больше производить не будем биотопливо, нам надо будет платить 650 миллионов, чтобы закупить этот объем из других стран", - отмечает президент Латвийской ассоциации биотоплива Даумантс Знатнайс.
Похожим образом от энергетической политики единой Европы уже пострадала соседняя Литва. При вступлении в Евросоюз ее обязали остановить Игналинскую атомную электростанцию. Теперь страна закупает энергию из-за рубежа. А еврочиновники ищут поводы, чтобы не платить за ликвидацию АЭС, как обещали.