В Латвии под угрозой оказалась амбициозная программа по производству биотоплива
Инициированная Евросоюзом, пока она принесла стране одни проблемы. Из-за кризиса сокращение финансирования, массовые увольнения, закрытие предприятий и сотни миллионов, которые еще предстоит заплатить в ближайшие годы.
Арнис Гринхофс проработал на заводе почти 40 лет. Он один из десятков специалистов уволенных за последние месяцы после того, как производство биоэтанола в поселке Яунпагастс встало. Сейчас бывший слесарь живет на пособие.
"Как прокормить семью, когда срок выплат закончится, не знаю. Тут работу не найти. Кто помоложе, уехал. А я уже не в том возрасте", - говорит бывший слесарь завода по производству биоэтанола Арнис Гринхофс.
Когда-то здесь делали спирт для знаменитого Рижского бальзама.
В середине 2000-х Евросоюз решил развивать биотопливную отрасль. Чтобы снизить выбросы в атмосферу углекислого газа и уменьшить зависимость от поставщиков нефти.
Инициативу ЕС в Латвии восприняли с энтузиазмом. Государство обещало производителям многомиллионную поддержку. Завод в Яунпагастсе перепрофилировался одним из первых.
Ежедневно на этом заводе производили 15 тонн биотоплива. Этого количества хватает, чтобы полностью заправить 300 легковых автомобилей. Возобновится ли здесь когда-нибудь работа, неизвестно. Такая же участь постигла почти всех производителей биотоплива в Латвии. Из 9 предприятий на данный момент функционирует только 1.
Сначала по производителям ударил экономический кризис. Государство задержало выплату субсидий и предприятия оказались на грани банкротства.
Теперь на тормоза жмет Евросоюз. Из-за того, что цены на сырье растут, собирается ограничить использование пшеницы, рапса и других культур для переработки в биотопливо. По расчетам многих экономистов, себестоимость бензина сегодня вдвое дешевле.
Об очередном финансовом вливании для спасения отрасли в Министерстве экономики не хотят и слышать. Заводы уже получили от государства почти 100 миллионов евро.
"Было слишком много энтузиазма, стремления к зеленой энергии. Решение было очень рисковым. Вне зависимости от последствий для производств, мы больше не можем себе позволить вкладывать в них бюджетные деньги, пусть даже они умирают", - говорит советник государственного секретаря Министерства экономики Латвии Гатис Абеле.
Но программу, принятую на пике кризиса, по которой к 2020 году доля биотоплива для транспорта в Европе должна составлять 10%, ЕС не отменял. Производители в Латвии бьют тревогу. Если не вложить десятки миллионов евро сейчас, потом придется отдать сотни.
"В 2020 году, если мы больше производить не будем биотопливо, нам надо будет платить 650 миллионов, чтобы закупить этот объем из других стран", - отмечает президент Латвийской ассоциации биотоплива Даумантс Знатнайс.
Государство готово выделить деньги, только когда биотопливо начнут производить из отходов. Но без указания Евросоюза ни правительство, ни бизнес тратиться на освоение новых технологий не спешат.