Художница Мэрилин Чарч рисует американское правосудие
В большинстве Штатов запрещено пользоваться фото- и видео- камерами в залах суда. Мерилин Чарч работала на самых громких процессах. Её напугал главарь мафии Джон Готти и ей улыбалась Жаклин Кеннеди.
Ее почти никто не знает в лицо, но ее рисунки знает весь мир. Через плечо огромная сумка-портфолио с бумагой, карандашами, мелками. В свои 60 она стремительными шагами отмеряет крутые лестницы судов. Маленькая и хрупкая, она преодолеет все кордоны из полицейских, судебных приставов и займет свое место там, куда вход воспрещен теле и фото камерам. Чтобы потом ее глазами мир увидел, как вершилось живое правосудие. Глазами беспристрастной Мэрилин Чарч.
"Это трудно, но я должна оставаться объективной, иначе я не смогла бы выполнять свою работу, если бы я разозлилась во время суда над террористами или была зла на убийцу беззащитной девочки. С другой стороны я каждый день вижу матерей, чьих сыновей отправляют в тюрьму, а они плачут и держат в руках свои Библии. От этого потом часто снятся кошмары", - говорит судебный художник Мэрилин Чарч.
За 36 лет работы в залах заседаний суд стал ей вторым домом, а собственная весьма скромная квартира превратилась в гигантский архив историй. Десятки тысяч рисунков - десятки тысяч человеческих драм! Маленьких и больших. Вот рассматривается дело Жаклин Кеннеди против преследующего ее папарацци, а вот актер Вуди Аллен пытается оправдать интимную связь со своей приемной дочерью.
Молниеносные штрихи. Тут главное - скорость. Иногда суд длится считанные минуты и нужно успеть зафиксировать всё с фотографической точностью - кто во что был одет, прически, мимику, позы, точную рассадку. Передвигаться в суде запрещено, но миссис Чарч умеет мысленно вращать пространства залов вокруг себя. И тогда на рисунках среди прочих участников процессов появляется и она сама.
На улице уже ждут десятки телекамер, готовые снимать ее наброски для срочных репортажей. Чтобы успеть к эфиру, Мэрилин придумала использовать воду, мел и салфетки.
"Я пытаюсь при помощи воды сразу закрасить большую площадь. Потому что пока я закрашу все это карандашом, пройдет много времени", - поясняет Мэрилин Чарч.
Залы бывают огромными, и тогда миссис Чарч разглядывает свои объекты через специальные бинокулярные очки. Но как воспринимают подсудимые, когда оказываются под прицелом такого взгляда? Ведь кому-то из портретируемых суждено быть оправданными, а кому-то грозит пожизненное заключение или даже смертная казнь.
В момент, когда решаются судьбы, вопросы жизни и смерти многим обвиняемым совсем нет дела до того, какими их увидит общественность. Многим, но не всем! Бывали случаи, когда преступники активно вмешивались в творческий процесс. Причем так, что порой миссис Чарч становилось не по себе.
Это был громкий процесс. На скамье подсудимых - знаменитый мафиози Джон Готти. Мэрилин Чарч следила за ним, а он следил за ней.
"Он показал мне "нет! не делайте этого!" и потом показал на свою шею. Он-то имел в виду, как выяснилось позже, "не рисуйте мою шею толстой, потому что я слежу за вами". Но я прочла эти жесты тогда иначе и, признаться, была напугана, ведь передо мной сидел очень известный убийца", - вспоминает Мэрилин Чарч.
Американских судебных художников сегодня можно было бы пересчитать по пальцам. Их слишком мало - тех, чей карандаш способен конкурировать с телекамерой.
"Вероятно, скоро камеры станут незаметными, и никого не будут отвлекать в суде, и если избранные во власть люди захотят видеть эти камеры в судах, вот тогда это и будет концом моей профессии", - говорит Мэрилин Чарч.
Но пока кисточки живут по соседству с судейским молотком. И каждая ее подпись под бескомпромиссным рисунком, как новый вердикт: Мэрилин Чарч.