Готовы ли американцы еще раз поверить Обаме, или кто платит за смену власти в Белом Доме?
Тупой и еще тупее - нетрадиционные амплуа кандидатов на выборах президента Америки. Каждый из штабов предпочитает рассказывать не о своем кандидате, а о конкуренте только громко и только гадости. Мода последних двух недель предвыборного сезона - в сердца и умы избирателей решено вложить не любовь к своему избраннику, а ненависть к чужому.
Со стороны борьба за первый пост супердержавы - почти склока на коммунальной кухне. Обама и Ромни всерьез дали своим командам карт-бланш на унижение противника или все это, как в популярных в Америке телевизионных боях без правил, грохот на публику?
"Митт Ромни пытается навязать вам сомнительную сделку. Но мы на это не купимся. Мы уже проходили это с предыдущей администрацией, и нам этого не нужно", - заявил Барак Обама.
"Мы до сих пор не услышали от президента его программы на будущие четыре года. Может, все-таки спросим его об этом? Остался всего один раунд дебатов", - говорит Митт Ромни.
Если бы они не боролись за президентский пост, а рекламировали свои товары, конкуренты уже подали бы на них в суд. В нынешней предвыборной гонке принято не столько хвалить себя, сколько ругать соперника. Америка давно не видела такой кампании - на грани, а порой за гранью фола, но Америке нравится шоу. Следить за ним, пожалуй, интересней, чем делать принципиальный выбор из двух диаметрально противоположных программ.
"Сегодня политические силы в США максимально поляризованы, сильней, чем когда-либо в истории страны, за исключением, может быть, времен Гражданской войны", - считает профессор американского университета, историк Аллан Лихтман.
Республиканцы называют Обаму "слабаком" и "одноразовым президентом". Пока он лелеет мечту о продолжении социальных реформ, Ромни оседлал конька "американской мечты" в самом что ни на есть голливудском ее понимании. В его роликах - живое олицетворение этой мечты: успешные бизнесмены один за другим повторяют: "Мы - не проблема. Мы - решение".
"Он решит проблемы США", - убеждает рэпер. Рэп становится орудием в этой необычной борьбе, когда кандидат пытается показаться "своим парнем". Американская сатира подметила этот момент и отреагировала.
"Сам дурак" - таковы реалии нынешней кампании. Кандидаты соревнуются в острословии в адрес друг друга. Традиционный ужин, устроенный католической архиепархией Нью-Йорка, превращается в вечер юмора и сатиры.
"Спасибо за приглашение в ваш город. Я тут пробежался по паре магазинчиков, прикупил кое-что. Думаю, губернатор Ромни тоже пробежался, прикупил пару магазинчиков", - шутит Барак Обама.
"И у меня, и у Барака Обамы есть по одному человеку, без которого мы не могли бы достичь того, чего достигли. У меня - моя красавица жена Энн. У Обамы - Билл Клинтон", - говорит Митт Ромни.
И если "человек-кремень", мультилиллионер Ромни легко принял эти правила игры, интеллигентному выпускнику Колумбийского университета Обаме поначалу было заметно дискомфортно. Он провалил первый раунд теледебатов. А второй выиграл, перейдя в агрессивную контратаку и к месту припомнив Ромни его самый серьезный прокол - фразу о "47% нахлебников" - то есть об американцах, живущих на пособия, о которых кандидат от республиканцев не хочет заботиться. Они, сетовал Ромни, налогов не платят.
14-процентный налог и многомиллионные сделки в оффшорах - уязвимое место Ромни, по которому вдоль и поперек проходятся политтехнологи Обамы. Вот уже по просторам электронных СМИ гуляет клип некой "Мисс швейцарский банковский счет" - пародийная перепевка известной песни с рефреном: "Жизнь без налогов! Это фантастика!"
Обама лидирует в борьбе за сердца, Ромни - в борьбе за кошельки. Два года назад Верховный суд США снял все ограничения на финансирование предвыборных кампаний. И теперь большой бизнес может вкладывать в своих кандидатов любую, даже самую астрономическую сумму. О честной конкуренции можно забыть - вопрос в том, кто соберет больше денег. И бренд "Ромни в президенты" тут же поставил рекорд. За две недели до выборов его расходы на президентскую гонку превысили миллиард долларов.
"Что делает эту кампанию принципиально отличной от всех остальных - гигантский объем денег. В прошлом в США не раз проводились довольно жесткие предвыборные кампании, но теперь за счет колоссальных денежных сумм мы видим значительно больше такой антирекламы", - отмечает профессор американского университета, историк Алан Ликмен,
Эту кампанию под девизом: кто хуже, а не кто лучше - подхватили и СМИ. Социологи подсчитали: на прошлых выборах Обаму критиковали всего в одной статье из трех, и даже его менее удачливому сопернику Маккейну доставалось, как говорится, "фифти-фифти". Сейчас картина принципиально иная. Из четырех публикаций как про Обаму, так и про Ромни три - это критика.