Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
21 октября 2012, 21:35

Готовы ли американцы еще раз поверить Обаме, или кто платит за смену власти в Белом Доме?

Тупой и еще тупее - нетрадиционные амплуа кандидатов на выборах президента Америки. Каждый из штабов предпочитает рассказывать не о своем кандидате, а о конкуренте только громко и только гадости. Мода последних двух недель предвыборного сезона - в сердца и умы избирателей решено вложить не любовь к своему избраннику, а ненависть к чужому.

Со стороны борьба за первый пост супердержавы - почти склока на коммунальной кухне. Обама и Ромни всерьез дали своим командам карт-бланш на унижение противника или все это, как в популярных в Америке телевизионных боях без правил, грохот на публику?

"Митт Ромни пытается навязать вам сомнительную сделку. Но мы на это не купимся. Мы уже проходили это с предыдущей администрацией, и нам этого не нужно", - заявил Барак Обама.

"Мы до сих пор не услышали от президента его программы на будущие четыре года. Может, все-таки спросим его об этом? Остался всего один раунд дебатов", - говорит Митт Ромни.

Если бы они не боролись за президентский пост, а рекламировали свои товары, конкуренты уже подали бы на них в суд. В нынешней предвыборной гонке принято не столько хвалить себя, сколько ругать соперника. Америка давно не видела такой кампании - на грани, а порой за гранью фола, но Америке нравится шоу. Следить за ним, пожалуй, интересней, чем делать принципиальный выбор из двух диаметрально противоположных программ.

"Сегодня политические силы в США максимально поляризованы, сильней, чем когда-либо в истории страны, за исключением, может быть, времен Гражданской войны", - считает профессор американского университета, историк Аллан Лихтман.

Республиканцы называют Обаму "слабаком" и "одноразовым президентом". Пока он лелеет мечту о продолжении социальных реформ, Ромни оседлал конька "американской мечты" в самом что ни на есть голливудском ее понимании. В его роликах - живое олицетворение этой мечты: успешные бизнесмены один за другим повторяют: "Мы - не проблема. Мы - решение".

"Он решит проблемы США", - убеждает рэпер. Рэп становится орудием в этой необычной борьбе, когда кандидат пытается показаться "своим парнем". Американская сатира подметила этот момент и отреагировала.

"Сам дурак" - таковы реалии нынешней кампании. Кандидаты соревнуются в острословии в адрес друг друга. Традиционный ужин, устроенный католической архиепархией Нью-Йорка, превращается в вечер юмора и сатиры.

"Спасибо за приглашение в ваш город. Я тут пробежался по паре магазинчиков, прикупил кое-что. Думаю, губернатор Ромни тоже пробежался, прикупил пару магазинчиков", - шутит Барак Обама.

"И у меня, и у Барака Обамы есть по одному человеку, без которого мы не могли бы достичь того, чего достигли. У меня - моя красавица жена Энн. У Обамы - Билл Клинтон", - говорит Митт Ромни.

И если "человек-кремень", мультилиллионер Ромни легко принял эти правила игры, интеллигентному выпускнику Колумбийского университета Обаме поначалу было заметно дискомфортно. Он провалил первый раунд теледебатов. А второй выиграл, перейдя в агрессивную контратаку и к месту припомнив Ромни его самый серьезный прокол - фразу о "47% нахлебников" - то есть об американцах, живущих на пособия, о которых кандидат от республиканцев не хочет заботиться. Они, сетовал Ромни, налогов не платят.

14-процентный налог и многомиллионные сделки в оффшорах - уязвимое место Ромни, по которому вдоль и поперек проходятся политтехнологи Обамы. Вот уже по просторам электронных СМИ гуляет клип некой "Мисс швейцарский банковский счет" - пародийная перепевка известной песни с рефреном: "Жизнь без налогов! Это фантастика!"

Обама лидирует в борьбе за сердца, Ромни - в борьбе за кошельки. Два года назад Верховный суд США снял все ограничения на финансирование предвыборных кампаний. И теперь большой бизнес может вкладывать в своих кандидатов любую, даже самую астрономическую сумму. О честной конкуренции можно забыть - вопрос в том, кто соберет больше денег. И бренд "Ромни в президенты" тут же поставил рекорд. За две недели до выборов его расходы на президентскую гонку превысили миллиард долларов.

"Что делает эту кампанию принципиально отличной от всех остальных - гигантский объем денег. В прошлом в США не раз проводились довольно жесткие предвыборные кампании, но теперь за счет колоссальных денежных сумм мы видим значительно больше такой антирекламы", - отмечает профессор американского университета, историк Алан Ликмен,

Эту кампанию под девизом: кто хуже, а не кто лучше - подхватили и СМИ. Социологи подсчитали: на прошлых выборах Обаму критиковали всего в одной статье из трех, и даже его менее удачливому сопернику Маккейну доставалось, как говорится, "фифти-фифти". Сейчас картина принципиально иная. Из четырех публикаций как про Обаму, так и про Ромни три - это критика.

Читайте также: