Сеть русских агентов раскрыли в разгар предвыборной кампании в Штатах
Громкая новость в Соединённых Штатах. Там спецслужбы объявили о раскрытии сети агентов, якобы занимавшихся военно-промышленным шпионажем в пользу России. Наш МИД с формулировкой "шпионский скандал" не согласен. Дипломаты заявляют, что обвинения носят уголовный характер и отношения к разведке не имеют.
Из 11 подозреваемых по делу задержаны восемь. Четверо - россияне, остальные имеют гражданство Азербайджана, Украины и Казахстана. Еще трое, как утверждает ФБР, сейчас находятся в России.
Главный обвиняемый - Александр Фищенко, получивший гражданство США иммигрант. Его фирма "ARS Electronics", как было объявлено, нелегально продавала в Россию американские технологии двойного назначения. Обвиняемым грозит от 20 до 45 лет тюрьмы.
Из информации ФБР: "Начиная с октября 2008 года и по сегодняшний день, Фищенко и остальным обвиняемым удавалось действовать в обход государственной системы лицензирования. Они поставляли в Россию микросхемы, которые могут быть использованы на радиолокационных станциях, в ракетной отрасли, для комплексов ПРО".
Как утверждает ФБР, "ARS Electronics", действующая в США, закупала там микроэлектронику якобы для производства в Америке светофоров. На самом деле товар продавали московской компании "Апекс Систем". За несколько лет продали микропроцессоров, микроконтроллеров и аналого-цифровых преобразователей на 50 миллионов долларов.
По закону, чтобы экспортировать подобную продукцию, надо получить лицензию. У Фищенко ее не было. Собственно, все вышеизложенное - не более чем незаконная коммерческая деятельность, а вот в ФБР говорят о шпионаже. С их слов, московская фирма поставляла военное оборудование для российских госструктур, и электроника якобы сразу попадала в руки военных и разведчиков. В доказательство приводят некое письмо в адрес компании Фищенко якобы из секретной лаборатории ФСБ, где от бизнесмена требуют найти и переправить им новые микросхемы взамен дефектных, и фрагменты его переговоров.
Daily Mail: "По утверждениям прокуроров, есть свидетельства того, что Фищенко неоднократно пытался замести следы. В марте, например, он инструктировал одного из сотрудников российской закупочной компании: "Убедитесь, что наши парни не будут слишком много болтать, речь идет о нашем военном клиенте".
В московской фирме комментировать происходящее отказались, сославшись на шок от новостей из США. Впрочем, по словам представителей российского МИДа, о шпионаже речь вообще не идет.
"От американской стороны получены разъяснения, что обвинение носит уголовный характер и не относится к разведдеятельности. Переданные нам документы изучаются", - сообщил официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
Вообще, закупка комплектующих для оборонной продукции за рубежом - это нормальная мировая практика, но всё, включая поставщиков, регулируется и контролируется на официальном уровне. Действующие в обход закона фирмы необязательно работают в интересах какого-либо государства - чаще в своих собственных.
"Скандал в США, очевидно, носит коммерческую подоплеку. Против США действуют сотни иностранных компаний, цель и задачи которых - получить критические американские технологии и продать их на третьем рынке. Но это носит коммерческий шпионаж с целью получения прибыли", - говорит главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко.
Едва ли дело Фищенко можно поставить на одну доску, скажем, с промышленным шпионажем Китая или даже с делом Бен-Ами Кадиша. Того четыре года назад арестовали в США за передачу секретной информации о самолетах, ракетах и даже ядерном оружии Израилю, союзнику Соединенных Штатов. Кстати, денег за свою работу Кадиш не брал.
"Сами США в 70-80 годы тайно закупали лампы для военных компьютеров в СССР. Здесь такая коллизия: если ты покупаешь это для гражданского использования, беды в этом нет, а если потом это используется в военных целях, это американцы уже воспринимают как нарушение своего законодательства", - говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
По сути, речь не о международном скандале, а о нарушении американским бизнесменом американских законов. Что в итоге признала и заместитель Госсекретаря США Роуз Геттемюллер. По ее словам, обвинения, предъявленные Фищенко и другим, касаются лишь вопросов экспортного контроля и предпринимательской деятельности и "не имеет ничего общего с чем-либо другим".