В США вышла, пожалуй, самая необычная детская книга
Если бы Эмбер Джонс не работала консьержем в одном из нью-йоркских отелей, если бы ей не надо было все время давать туристам советы, как пройти туда, где найти то, а где это, не было бы и книжки, об уникальности которой в городе небоскребов теперь не говорит только ленивый.
Её уже назвали настоящим путеводителем по ароматам Нью-Йорка. Каждая страница хранит подлинные запахи, которые раньше можно было ощутить только побывав на улицах города. Как пахнет лучший кофе, пицца или гора мусора, чтобы узнать это, достаточно просто потереть пальцем.
"Однажды я прогуливалась с другом после работы и увидела в витрине пиццу. 10 шагов спустя я почувствовала острый запах, потому что вступила в лошадиный навоз. А из-за угла уже тянуло дымком от люля-кабаб. Я подумала: невозможно почувствовать этот город, не узнав, как он пахнет. Теперь я всегда говорю туристам: идите на запах и не ошибетесь!" - рассказывает Эмбер Джонс.
Сюжет книги незамысловат: маленький мальчик приехал с родителями в Нью-Йорк на каникулы. Воспользовавшись советом консьержа, отпускники заходят в кафе, спускаются в метро, исследуют центральные улицы и грязные подворотни. Текста – минимум, потому что книгу эту нужно не читать, а нюхать! Свой запах у каждой страницы. Чтоб его почувствовать, нужно просто потереть картинку пальцем, таким образом вскроется напыление из невидимых глазу, но остро пахнущих микроскопических капсул. В этот путеводитель запахи перекочевали из специальных лабораторий, разбросанных по разным штатам Америки.
"Существуют целые каталоги запахов, их просто никогда прежде не помещали в книгу. Когда я заказала в одной из таких лабораторий запах яблока, то получила 24 различных запаха: яблоко зеленое, желтое, летнее, зимнее, печеное! Я должна была пройти через все эти запахи собственным носом, чтобы выбрать подходящий", - говорит Эмбер Джонс.
Асфальт, выхлопы автобусов, бублики, орехи, которые жарят на улицах и многое другое. Нельзя сказать, что все ароматы в книге приятные. Бродяга в метро, например, благоухает не розами.
Эта книга не пахнет типографской краской вообще тут скорее какой-то коктейль, жгучая смесь. Собственно, как и сам Нью-Йорк, он только издалека выглядит как один большой город. Внутри плавильный котел! Своей предельной концентрацией "всех и вся" он не похож ни на один другой мегаполис на свете: пакистанцы соседствуют тут с поляками, через квартал уже греки с итальянцами.
И каждый такой квартал носитель своего, иногда незабываемого запаха. Например, чайна таун, где на одном пятаке китайцы торгуют одновременно и экзотическими фруктами, и рыбой. Впрочем, с весьма специфическим душком и нью-йоркский мусор. Так заведено: горожане выбрасывают его в мешках прямо на улицы, с которых потом его вывозят специальные службы. В книжке он пахнет именно так.
Иллюстратор книги пытался разрешить задачу: как цвет может помочь в передаче запахов? И обнаружил формулу: приятные запахи светлые, неприятные темные.
"Например, выхлоп автобуса не самый приятный, поэтому он темный. А вот запах пиццы передают очень теплые светлые цвета, там много красного и оранжевого", - отмечает иллюстратор Тим Проберт.
Пицца, причем от конкретного повара из конкретного ресторана - любимый аромат автора книги. В этом самом ресторане тот самый шеф-повар Давид проводит сравнительный анализ запахов пиццы бумажной и приготовленной им собственноручно.
Ну, и конечно, лошади, круглосуточно катающие в повозках нью-йоркских туристов. Этот букет в описании не нуждается.
Эмбер Джонс садится в желтое такси, которое источает парфюм предыдущего пассажира. Он скоро выветрится, но помещенный в книгу, будет держаться на странице, как обещают издатели, годами.