В продажу поступил путеводитель по ароматам Нью-Йорка
Если бы Эмбер Джонс не работала консьержем в одном из нью-йоркских отелей, если бы ей не надо было все время давать туристам советы, как пройти туда, где найти то, а где это, не было бы и книжки, об уникальности которой в городе небоскребов теперь не говорит только ленивый.
"Однажды я прогуливалась с другом после работы и увидела в витрине пиццу. 10 шагов спустя я почувствовала острый запах, потому что вступила в лошадиный навоз. А из-за угла уже тянуло дымком от люля-кабаб. Я подумала: невозможно почувствовать этот город, не узнав, как он пахнет. Теперь я всегда говорю туристам: идите на запах и не ошибетесь!" - рассказывает Эмбер Джонс.
Сюжет книги незамысловат: маленький мальчик приехал с родителями в Нью-Йорк на каникулы. Воспользовавшись советом консьержа, отпускники заходят в кафе, спускаются в метро, исследуют центральные улицы и грязные подворотни. Текста – минимум, потому что книгу эту нужно не читать, а нюхать! Свой запах у каждой страницы. Чтоб его почувствовать, нужно просто потереть картинку пальцем, таким образом вскроется напыление из невидимых глазу, но остро пахнущих микроскопических капсул. В этот путеводитель запахи перекочевали из специальных лабораторий, разбросанных по разным штатам Америки.
"Существуют целые каталоги запахов, их просто никогда прежде не помещали в книгу. Когда я заказала в одной из таких лабораторий запах яблока, то получила 24 различных запаха: яблоко зеленое, желтое, летнее, зимнее, печеное! Я должна была пройти через все эти запахи собственным носом, чтобы выбрать подходящий", - говорит Эмбер Джонс.
Асфальт, выхлопы автобусов, бублики, орехи, которые жарят на улицах и многое другое. Нельзя сказать, что все ароматы в книге приятные. Бродяга в метро, например, благоухает не розами.
Эта книга не пахнет типографской краской вообще, тут скорее какой-то коктейль, жгучая смесь. Собственно, как и сам Нью-Йорк, он только издалека выглядит как один большой город. Внутри плавильный котел! Своей предельной концентрацией "всех и вся" он не похож ни на один другой мегаполис на свете: пакистанцы соседствуют тут с поляками, через квартал уже греки с итальянцами.
И каждый такой квартал, носитель своего, иногда незабываемого запаха. Например, чайна таун, где на одном пятаке китайцы торгуют одновременно и экзотическими фруктами, и рыбой. Впрочем, с весьма специфическим душком и нью-йоркский мусор. Так заведено: горожане выбрасывают его в мешках прямо на улицы, с которых потом его вывозят специальные службы. В книжке он пахнет именно так.
Иллюстратор пытался разрешить задачу: как цвет может помочь в передаче запахов? И обнаружил формулу: приятные запахи светлые, неприятные темные.
"Например, выхлоп автобуса не самый приятный, поэтому он темный. А вот запах пиццы передают очень теплые светлые цвета, там много красного и оранжевого", - отмечает иллюстратор Тим Проберт.
Пицца, причем от конкретного повара из конкретного ресторана, любимый аромат автора книги. В этом самом ресторане тот самый шеф-повар Давид проводит сравнительный анализ запахов, пиццы бумажной и приготовленной им собственноручно.
Ну, и конечно, лошади, круглосуточно катающие в повозках нью-йоркских туристов. Этот букет в описании не нуждается.
Эмбер Джонс садится в желтое такси, которое источает парфюм предыдущего пассажира. Он скоро выветрится, но помещенный в книгу, будет держаться на странице, как обещают издатели, годами.