Заглянуть за Берлинскую стену теперь может каждый желающий
Рядом со знаменитым контрольно-пропускным пунктом "Чекпойнт Чарли" организована огромная панорама, которая демонстрирует один из участков знаменитого сооружения. Причем посетители могут увидеть как восточную, так и западную часть стены.
Полотно панорамы сшивали и монтировали несколько дней. Высотой она с пятиэтажный дом, шириной с футбольное поле, а сама стена ровно такой высоты, как и в жизни - 3 метра 60 сантиметров.
В день открытия заглянуть в прошлое захотели не все. Здесь те, кто застал Берлинскую стену, будучи уже взрослым.
"Тетя и дядя моего мужа жили прямо у стены и поэтому нам, западным немцам, было запрещено их навещать. Нам приходилось для въезда в ГДР указывать другого дядю, который жил подальше от стены, и нас пускали, а встречались мы с родственниками тайно в лесу", - вспоминает Криста Дершнер, бывший житель Западного Берлина.
Глядя на пограничный пропускной пункт, Криста и Клаус снова испытывают страх. Тогда они боялись - о тайных встречах узнают, и на границе будут проблемы.
"Однажды при пересечении границы мне сказали заехать в какой-то гараж. Там, как в автосервисе, эстакада была. Пограничник начал проверять каждый миллиметр моего автомобиля. Я подумал: все, они мне что-то подкинули. Лишь после узнал: в то время многие пытались сбежать на Запад, сделав в машине второе дно", - рассказал Клаус Дершнер.
Самый частый вопрос: что это за день и что это за год? Время - здесь условность. На панораме - просто разрозненные воспоминания об абсурде жизни в разделенном городе. Сотни набросков, несколько тысяч фотографий. Создатель панорамы Ядегар Азизи показывает то, что сам видел: Берлинскую стену с западной стороны. В доме прямо у границы, например, художник часто бывал в гостях.
"У меня в руке была кружка с кофе. Я стоял и мешал в нем ложечкой сахар и молоко, и невзначай выглянул в окно, как обычно люди на улицу смотрят. Но я смотрел на мертвую зону, и это было для меня как будто нормально", - говорит Ядегар Азизи.
Здесь нет шаблонного для Запада разделения на злых и добрых. Люди жили в предложенных обстоятельствах. В восточной части бабушка говорит внучке: мир не ограничен стеной. А предприимчивые бизнесмены на Западе делают деньги на любопытстве.
"Я хотел, чтобы все видели площадки, на которые забирались туристы с Запада и смотрели на восточную часть Берлина. Это выглядело ужасно, как будто они пришли в зоопарк", - говорит Ядегар Азизи.
И туристам было, на что посмотреть и чему удивиться. Вышки и ограждения, действительно, пугают. Как же жили люди за стеной? Если приглядеться, то можно увидеть магазин "Овощи и фрукты". Из его дверей тянется привычная для жителей соцстран очередь. А в двухстах метрах от стены, на загнивающем Западе, ананасы и апельсины, кажется, никому и не нужны. Ведь слово "дефицит" здесь незнакомо.
Сейчас на пересечении Себастиан-штрассе с Лукауэр-штрассе, именно это место запечатлено на панораме, о Берлинской стене напоминает лишь символическая линия брусчатки. Вдоль этой линии паркуют автомобили. Известно, после объединения Германии к новой жизни смогли привыкнуть не все жители бывшей ГДР. Но сегодня, глядя на панораму, кто-то заметил: у меня наконец получилось отпустить прошлое.
"Жизнь состоит из разных этапов: детство, юность и так далее. Я думаю так: ГДР была одним из этапов моей жизни, и этот этап закончился. Это все далеко в прошлом. А я смотрю в будущее", - сказала Кристиана Берг.