В Сирии обстановка накалилась до предела
Сегодня правительственные войска обнародовали информацию о том, что нашли массовое захоронение мирных жителей, погибших от рук повстанцев. Братская могила была обнаружена в столице государства Дамаске. Вооруженная оппозиция тоже выступила с обвинениями: в провинции Ракка сразу полсотни человек стали жертвами авиабомбы, которая угодила в заправочную станцию.
Страшно представить, что чувствовали пережившие авианалет жители провинции Ракка. Его последствия говорят сами за себя. Пепелище и груды искореженных машин. Одна из бомб, по сообщениям повстанцев, попала в автозаправочную станцию. Взрывом разнесло все вокруг. 54 человека погибли на месте, десятки получили тяжелые ранения.
Распространяющие эти кадры международные агентства ссылаются на так называемый Сирийский центр мониторинга за соблюдением прав человека - его владелец с тремя классами образования заведует одной из лондонских закусочных, но за достоверность информации не ручаются.
Впрочем, то, что в большинстве районов страны идут не менее тяжелые бои, сомневаться не приходится. Сводки боевых действий ежедневно приходят из Идлиба, Алеппо, Хамы, Хомса и Дераа. Рейды военных пригородах столицы идут круглые сутки.
Надежды на прекращение огня многие связывали с недавним визитом в Дамаск нового спецпосланника ООН по Сирии Лахдаром Брахими. Он встретился с президентом, оппозицией через скайп, пообщался с боевиками и уехал. На перемирии, хотя бы временном, никто не настаивал даже во время переговоров о мире.
Подразумевается, что результаты работы спецпосланника ООН сирийцы увидят одними из первых. В городах должно стать тише и безопаснее. Кстати, окна Лахдара Брахими как раз выходили на юго-восточную часть Дамаска, и не видеть и не слышать того, что происходит всего в паре километров от отеля он просто не мог. Разрывы снарядов, клубы густого черного дыма говорят о том, что план мирного урегулирования либо не работает, либо его детали все еще обсуждаются.
Политологи хоть и не сбрасывают со счетов усилия нового посредника между конфликтующими сторонами, но к их результатам относятся скептически.
"Не думаю, что его можно называть миротворцем. Когда его назначал Пан Ги Мун, в коммюнике не было указано, что он отвечает за установление какого-либо мирного плана - только за подготовку так называемого политического переходного периода", - сказал политолог Тьери Мессан.
Тем временем в Сирию продолжает поступать гуманитарная помощь из России. Сегодня в Дамаске приземлился уже второй борт МЧС. На борту - детское питание, консервы и сахар.
Продукты и товары первой необходимости получат беженцы из разрушенных войной провинций и те, кто остался без крова. Военные заявляют: осталось немного, сейчас идет завершающая часть контртеррористической операции. Совсем скоро многие жители в смогут вернуться в свои дома.
То, что военная инициатива в крупных городах переходит в руки правительственных войск, чувствуют и сами повстанцы. На днях за выдачу президента Асада - живого или мертвого - они предложили награду уже в 25 миллионов долларов. За последние 3 месяца эта сумма выросла в 50 раз, но желающих заполучить ее пока так и не нашлось.