В Эстонии борются с автомобилистами, которые запасаются более доступным топливом у соседей
Эстонские автолюбители привыкают к новым таможенным правилам – теперь они не могут сэкономить на бензине, ввозя его из стран Таможенного союза, где топливо дешевле раза в два раза. Власти соседнего государства, пытаясь пресечь перепродажу горючего по дешевке, установили ограничения на его провоз с территории России. Все, что выше нормы, облагается налогом.
С виду обычный микроавтобус, на деле настоящий "бензовоз". Именно на таких машинах опытные перегонщики возят топливо из России, чтобы затем перепродать в Эстонии. В бак вмещается 170 литров. И некоторые водители делают по 15 рейсов в месяц. Вот только налоги от коммерческой деятельности не платят.
В Нарве литр бензина 95 марки стоит один евро сорок центов. Буквально в километре отсюда российская автозаправка, где топливо в два раза дешевле. Заполнил бак - сэкономил как минимум полторы тысячи рублей. Логика эстонских водителей понятна, зачем платить больше?
Правительство Эстонии объявило войну таким личным "бензовозам". Теперь на таможне следят за тем, сколько топлива в баках.
"Закон говорит, что в баке в транспортном средстве может быть топлива, которое не облагается акцизным налогом, только то количество, которое нужно до места назначения. То есть все сверх количества на самом деле облагается акцизным налогом", - говорит заместитель начальника отдела таможенного управления налогово-таможенной службы Эстонии Антс Кутти.
Выезжая из Эстонии, водители обязаны задекларировать имеющееся количество топлива, а по возвращении из России на границе у них могут проверить, полон ли бак. Например, для жителей Нарвы лимит 5 литров. За излишки придется платить. 60-70 центов за литр. Около 25 рублей. Получается, евроцена.
"Нарва, по-моему, самый безработный город. У нас все предприятия, что были, все закрыты. Маленькие фирмы остались. Людям, конечно, приходилось, не от хорошей жизни ночами ездили, хоть в разнице в топливе хоть что-то имели", - говорит местный водитель.
Но сколько бы ни возмущались водители, юристы на стороне государства. Введенные правила хоть и не евронорма, но законам ЕС не противоречат.
"В Таможенном Союзе таких мер не предусмотрено по такому жесткому контролю за вывозом топлива, у нас существует норма, что каждое лицо в праве вывезти топливный бак с собой полный плюс отдельно канистра, однако эстонские коллеги пошли дальше и более жестче и в общем-то, как мне кажется, эффекта своего достигли. Во всяком случае это их суверенное право и надо к нему спокойно относиться", - говорит Представитель таможенной службы РФ в странах Балтии Владислав Новиков.
К тому же пересечь на машине границу с Россией со стороны прибалтийского государства можно только по предварительной записи. Сразу понятно, кто часто ездит. Места в виртуальной очереди забронированы на неделю вперед, зато реальные многокилометровые пробки почти исчезли.
В соседних Латвии и Литве тоже есть ограничения по ввозу топлива. Но местным жителям разрешено раз в неделю возвращаться из России с полным баком бензина. Если чаще, опять же налог на излишки. Но все ограничения только для своих. Россиян они не коснулись. Власти заинтересованы, чтобы туристы без проблем пересекали границу.