В Риге теперь нельзя попрошайничать, а в Вильнюсе — даже подавать нищим
Попрошайки объявлены вне закона. Сразу в двух странах Балтии новые правила, которые, по мнению местных властей, положительно повлияют на общественный порядок и сделают города более привлекательными для туристов. В столице Литвы запрещена милостыня, причем к ответственности привлекают и берущих, и дающих.
Судя по всему, новые правила Евгению все же известны – с полицейскими долго не пререкается. Впрочем, далеко не все нищие на подобные требования реагируют так спокойно. Им запретили просить милостыню в историческом центре Риги, подземных переходах, общественном транспорте, иными словами во всех людных местах города.
Исключение сделали только для уличных музыкантов, а вот просто стоять с протянутой рукой теперь нельзя даже перед церковью. Можно только внутри или на паперти. И то, надо договориться с настоятелем.
Реакция общества неоднозначная. Конечно, так столица Латвии станет привлекательнее для туристов. Рижские власти уверяют: закон развяжет руки полицейским для борьбы с теми, для кого попрошайничество уже профессия. Отныне нищего, который игнорирует новый порядок, можно оштрафовать на десять латов - примерно 550 рублей - когда словесные методы убеждения иссякнут.
"За счет этого пополнять городскую казну - нет, ни в коем случае! Цель только единственная - общественный порядок и возможность и права полиции выполнять свои прямые обязанности", - поясняет председатель Комитета Рижской думы по вопросам безопасности, порядка и предотвращения коррупции Дайнис Турлайс.
И все же многие рижане считают эти меры слишком жестокими, по их мнению, проблему взялись решать не с того конца. Однако в Вильнюсе, где подобный закон действует уже полгода, количество попрошаек сократилось с 200 до 70. Многим помогли вернуться к нормальной жизни. Карточки с адресами больниц, ночлежек, пунктов питания нищие получают от прохожих вместо денег. Тот, кто кидает монету, сам становится нарушителем.
Директор Департамента безопасности Вильнюсского городского самоуправления Хенрик Суровичговорит: "И тот, который берет, и тот, который дает, наказываются. Поэтому, может, и уменьшается. Все понимают, что нельзя давать, потому что, когда даешь деньги, ты ему не помогаешь. Он эти деньги проест, пропьет, но сам же ничего не будет делать дальше".
В Риге помогать милостыней пока не запрещено. А вот за то, что просила, Александру уже несколько раз прогоняли с моста перед рынком. Она говорит, что пенсии хватает ей лишь на оплату жилья. А бесплатный суп, который предлагали социальные работники - они теперь участвуют в рейдах с полицией - вреден для ее здоровья из-за болезни.
"Я сижу и буду сидеть, если только меня в Двину, то есть вот в этот канал бросят. Я все равно буду сидеть - мне надо выжить!", - говорит Александра.
Спрогнозировать, как много людей перестанет просить милостыню, пока трудно. К зиме их на улицах Риги станет несомненно меньше, впрочем, не только из-за законов, но и из-за холодов. Сколько нищих смогут найти другой способ выжить – по-прежнему зависит от качества работы социальных служб.