В Польше набирает обороты протестное движение велосипедистов
В стране любому владельцу двухколесного эко-транспорта могут предложить пройти тест на алкоголь и даже выписать штраф за превышение скорости. В некоторых случаях дело может дойти и до тюрьмы. Что это, излишне строгий закон или просто забота о безопасности?
Патрик Валдох недолго гнал велосипед. Со скоростью 46 километров в час, там, где можно не больше 30. На снимке его позднее опознал сосед-полицейский. Теперь молодой человек собирается судиться. Возможно, Патрик - первый в мире велосипедист, которого привлекут к ответственности благодаря фоторадару, но такая слава его не радует.
"Все это абсурд. Как я мог знать, с какой скоростью еду? У меня же нет спидометра", - говорит Патрик Валдо.
Но закон в Польше к велосипедистам суров. Их штрафуют за отсутствие фар, езду по тротуару, если рядом есть велосипедная дорожка. За проезд по пешеходному переходу наказание 100 польских злотых - примерно 1000 рублей. На порядок дороже обходится вождение пьяным. И то если поймали впервые. Поймают "под шафе" еще раз - и велопрогулка может закончиться тюрьмой.
К таким рейдам в Варшаве уже привыкли. Кто-то при виде полицейских у велосипедной дорожки даже спешивается. Чтобы избежать угрожающей проверки на трезвость.
"Норма для велосипедиста такая же, как и для водителя автомобиля. Это 0,2 промилле, то есть кружка пива. Нарушителя мы отвозим в вытрезвитель и передаем дело в суд", - отмечает полицейский Тшпела Марчин.
Недавно польские журналисты озвучили шокирующую цифру: в тюрьмах страны сидит более 5 тысяч велосипедистов. Министерство юстиции опубликовало более скромную, но тоже впечатляющую статистику: в прошлом году за езду на велосипеде в нетрезвом виде за решетку отправилось более тысячи человек - на сотню больше, чем пьяных автомобилистов. Еще почти 13 тысяч получили условные сроки.
"Нарушителю грозит лишение свободы от шести месяцев до полутора лет. Польское уголовное право чересчур суровое. И если его не менять, все кончится тем, что будут очереди в тюрьму", - говорит адвокат Кароль Яловецки.
"Несколько моих знакомых из-за езды в пьяном виде попали в черный список полиции. Это значит, что в ближайшие годы им нельзя управлять не только велосипедом, но и автомобилем, и другими транспортными средствами", - отмечает житель страны Рафал Мушенко.
Многие считают, суровые наказания - это не более чем демонстрация излишнего служебного рвения. В отличие от автомобилистов, велосипедисты, как правило, представляют опасность прежде всего для самих себя. В 9 случаях из 10 жертвами аварий становятся именно они. При этом доля пьяных среди них меньше 5%. В прошлом году на улицах Варшавы пострадали всего 76 человек. Но в правоохранительных органах Польши уверены, такие показатели - заслуга полиции. Велосипедисты ездят дисциплинировано именно потому, что спрос с них такой же, как и с любого другого участника дорожного движения.
Каждый месяц в центре Варшавы собираются тысячи велосипедистов, чтобы устроить велопробег и привлечь внимание властей к своим проблемам. Одно из требований - смягчить наказания для нарушителей. Акция называется "Критическая масса". Но судя по всему, пока для изменений правил дорожного движения ее недостаточно.