Новое обострение обстановки на подступах к сирийской столице
В Сирии продолжаются ожесточенные бои в экономической столице страны, Алеппо. И правительственные войска, и оппозиция называют эти сражения решающими. Противники президента Асада не скрывают, что хотят превратить этот город в сирийский Бенгази, рассчитывая на развитие событий по ливийскому сценарию. Тем временем, накаляется обстановка в окрестностях Дамаска, жители некоторых районов бегут, опасаясь начала военных действий.
Сейчас это самая напряженная точка в сирийской столице - пригород Дамаска, город Аттель. Судя по тому количеству машин, которые выезжают из города, образовалась даже пробка в три ряда, а туда, наоборот, машины не едут, здесь становится опасно. Вполне возможно, что через несколько часов в Аттеле начнётся войсковая операция.
Жителям дали время покинуть этот район, но проверяют багажники автомобилей и даже просто большие сумки. Ищут оружие, боеприпасы, взрывчатку, чтобы всё это не попало в столицу. Сам небольшой городок замер: безлюдные улицы, закрытые магазины, сгоревшая полицейская машина и ни одного солдата правительственных войск.
Аисса Херру живёт в другом районе. Прикован к постели. На него напали прямо возле дома, прострелили ноги. Тогда, пять дней назад, здесь тоже назревало столкновение между правительственными войсками и вооружённой оппозицией. Аисса решил не уезжать, думал, обойдётся.
"Я не знаю, кто это был. Я вышел утром, и они на меня набросились с автоматами, несколько человек. Хотели запихнуть в машину, я вырвался. Наверное, это потому что моя семья поддерживает правительство", - говорит житель Дамаска Аисса Херру.
Армия теперь контролирует этот район. Но видно, что недавно здесь шли бои. На стенах домов - следы от пуль. Специально стреляли в бак с соляркой. Их ставят на крыши, чтобы зимой отапливать квартиры. Верхний этаж смело взрывом.
"Когда солдат здесь не было, нас били без разбору, мужчин, женщин. Мы тогда сбежали. Сейчас вроде бы поспокойнее - возвращаемся", - рассказывает Эммэм Насур.
Многие сирийские семьи тогда вообще бежали за границу. До ливанской, например, всего тридцать километров, виза не нужна. За сутки уезжало по десять тысяч человек - в два раза больше, чем обычно. Сегодня единственная большая колонна - машины миссии ООН.
Здесь стоит несколько десятков автомобилей. Как говорят, это обычный поток между странами. У ливанцев есть интересы в Сирии, у сирийцев - в Ливане. Те же, кто хотел покинуть страну, когда в Дамаске начались первые столкновения с отрядами оппозиции, это уже сделали. И сейчас здесь нет какого-то невероятного потока беженцев.
Больше всего беженцев приняла Турция. Здесь созданы специальные лагеря, принявшие людей. Власти страны закрыли границу с Сирией. Не пропускают грузы в рамках экономических санкций. Беженцам обещают зелёный коридор. Но они предпочитают действовать наверняка. Через сирийско-турецкую границу идут тайными тропами. Беженцы из Сирии есть даже в Ираке, хотя эта страна сама сейчас далека от стабильности.
Бои в Сирии продолжаются. Самые ожесточённые - в городе Алеппо, втором по величине, после Дамаска. Несколько кварталов перешли под контроль отрядов вооруженной оппозиции. Захвачены и подбиты несколько танков регулярной армии. Об этом сообщают зарубежные информагентства.
Противоречивые сведения приходят из Хомса. Оппозиция уверяет: их не выбили из города, они сохраняют инициативу. В ответ сирийское государственное телевидение показало в эфире кадры из Хомса: пленные оппозиционеры, конфискованное оружие и боеприпасы.