В Европе всю неделю главной темой был саммит глав государств Европейского союза
От решений, принятых на саммите глав ЕС, зависит ситуация в мировой экономике. Как помочь слабым странам за счет более богатых и при этом не спровоцировать новый долговой кризис, в то время как на бытовом человеческом уровне кризис спровоцировал волну самоубийств в Испании, Италии и Греции. Пока что все принятые лидерами Евросоюза меры внушили рынкам оптимизм, но надолго ли его хватит?
У парадного подъезда Евросаммита протестуют турки-киприоты. Против чего протестуют в данном случае, не важно. Важно то, что с сегодняшнего дня Кипр формально возглавит Евросоюз. В руках протестующих плакатик, на нем написано: "Разделенный Кипр - президент объединенной Европы". Почувствуйте иронию! Проблема в том, что грустная ирония, которую ощущают даже киприоты, похоже, совершенно не очевидна для тех, к кому обращен этот плакат.
"По результатам саммита, с помощью бондов будут поддержаны Италия и Испания, более того, подписан договор экономического роста. Но победили ли мы кризис? Если хотите, будем называть это еще одним маленьким успехом. В Европе никогда не было ни одной встречи на высшем уровне, которая принесла бы результат. А эта его принесла", - говорит главный экономист банка Беренберг Кристиан Шульц.
В тот самый момент, когда чиновная Европа со сдержанным оптимизмом в пятницу закрывала саммит глав государств Евросоюза в Брюселе, Франсишка Вебер из португальского курортного городка Портимао закрывала свой семейный бизнес. Опустевшие пляжи, зарастающие плющом, еще недавно шумные и полные посетителей рестораны, безлюдные отели - на этом фоне то, что ее салон красоты продержался так долго, уже выглядит чудом.
"Все, больше так не выживу. Бизнеса нет, все плохо и уже давно. Двое детей прокормить было невозможно. Муж уехал в Германию на поиски работы и нашел ее! Я доучиваю немецкий, здесь все это оставлю и уеду к нему, попробую найти работу там", - говорит владелица салона красоты Франсишка Вебер.
Рынки обрадованы результатами саммита в Брюсселе, биржевые котировки поползли вверх. С чего бы это? Все просто - глобальные торговцы воздухом и международные продавцы денег услышали то, что хотели услышать. Деньги у них будут! Момент истины вновь отложен.
"Современная экономика рассчитана исключительно на экспансию. Вне экспансии она не может осуществлять себя, она как бы становится пирамидой в замкнутом пространстве, финансовой пирамидой. А в экспансии эта пирамида оправдана, и крах ее все время откладывается, все дальше и дальше", - считает главный редактор радиостанции "Русская служба новостей" Сергей Доренко.
Пределы экспансии, то есть захвата и освоения чужих рынков, достигнуты. Единственный шанс на спасение заваливающейся пирамиды - резкое снижение уровня потребления. Но в обществе потребления это оказывается невозможно. Спрос падает естественным образом, по мере обнищания и банкротства людей, но ценности должны оставаться незыблемыми.
Платить за это будет Германия - больше некому. Слова Ангелы Меркель о том, что пока она жива, этому не бывать, похоже, были восприняты почти буквально. Такого давления, как в последние дни, канцлер не испытывала уже давно. Ее политика якобы может привести к власти в Европе фашистов, но это лишь полбеды... Вот мнение одного из ведущих аналитиков кампании "Стратфор" - американского частного разведывательно-аналитического центра, специалисты которого в большинстве своем бывшие офицеры разведслужб США.
"Есть страны, которым выгодны общая неслаженность политики в еврозоне и страх, что эта беда может охватить всю Европу. Из-за растерянности и нерешенности между европейскими странами вопросов, связанных с кризисом, у Франции, Германии, Италии и других стран еврозоны, нет времени и возможности уделить внимание периферии, где снова усиливается влияние России. По сути, Центральная и Восточная Европа уже оказались предоставлены сами себе", - считает Марко Папич, аналитик "Стратфор" по Евразии.
И вот новость - деньги будут! Вопрос лишь в том, у кого. Государства Европы принимают на себя обязательства урезать бюджетные и социальные расходы. Видимость оздоровления экономики можно было бы поддерживать, инвестируя в собственные производства или раздавая кредиты населению, таким образом продолжая искусственно стимулировать спрос. Но что делать, если производства нет, и как заставить банкира давать в долг тем, кто никогда не вернет то, что уже занял?
Немец Герхард Шпаннбауэр демонстрирует то, как можно пожарить котлету с помощью обычной солнечной батареи. Экономист, автор книги "Финансовый кризис и комплексная подготовка к нему" убежден в том, что крах неизбежен и намерен встречать его во всеоружии.
"Есть сведения о том, что бюджет Германии ежегодно уменьшается на 1 триллион евро. Это значит, что осталось год, максимум два. Дальше эта игра с евро продолжаться не может. Единственное, что политики сейчас могут делать - это тянуть время - новые обещания, новые планы спасения, новые долги. Но крах неминуем - осталось лишь правильно рассчитать время, когда его ждать", - говорит эксперт по кризисам Герхард Шпаннбауэр.
Необходимо заранее решить, чем ты сможешь зарабатывать, когда не будет работы, продумать, во что вложить деньги, пока они чего-то стоят, сделать продовольственные запасы и озаботиться собственной безопасностью на тот момент, когда на улицы выйдут те, кто вовремя не подготовился. Предприимчивый немец открыл торговлю предметами первой кризисной необходимости. Сухие пайки, мельницы для муки, фонари и радиоприемники с ручным приводом. По его собственному признанию, главная его цель не заработать, а привлечь внимание тех, кто считает, что все обойдется.
"Современные люди, в особенности молодые, даже не могут представить себе сценарий, по которому могут развиваться события. Они совершенно не подготовлены к возможному завтра ни физически, ни духовно. Они не представляют себе, что банки и магазины могут закрыться, банкоматы перестанут выдавать деньги, а кредитки станут обычной пластмассой. Если раньше были большие семьи, были деревенские общины, люди помогали друг другу, то сегодняшнее общество автомизировано, каждый живет только для себя - все это, когда грянет кризис, станет определяющим", - уверен Герхард Шпаннбауэр.
Характерно то, что, увлекшись последними успехами Евросоюза, все совершенно забыли про Грецию, мимо ушей пропустили даже отсутствие на саммите сказавшегося больным нового премьер-министра греческого правительства, от состава которого еще совсем недавно вроде бы зависела судьба чуть ли не всей Европы. Греция сделала свой выбор - она остается в мягком купе евроэкспресса, несущегося к обрыву. Этого было достаточно, чтобы про нее забыли. А зря, потому что слово "кризис" имеет древнегреческое происхождение и в переводе означает "суд". В этой связи, слова молитвы "Отче Наш", прозвучавшие на этой неделе на первом заседании новоизбранного греческого парламента, приобретают новое звучание - "И оставь нам долги наши так же, как и мы оставляем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого..."