Обострение ситуации в Египте
Завтра, 16 июня, в стране стартует второй тур президентских выборов. Подготовка к голосованию проходит на фоне новой волны народных протестов. Поводом стало решение Конституционного суда о роспуске парламента - он заседал около пяти месяцев.
Днем тишины у этой пятницы стать не получилось. Хотя единственный призыв, который должен был звучать сегодня в Египте - к молитве. Но сразу после намаза сторонники "Братьев-мусульман", то есть тех, кого суд лишил подконтрольного парламента, едва ли не строем двинули на митинг.
Митинговые речевки за полтора года выучили наизусть. Если верить их содержанию - на Тахрир идут как в последний бой , не боятся пуль и готовы умереть за идеи революции.
"Это революция против нашей революции. Парламент был избран народом! Это все ради бывшего режима, ради Шафика, нас всех хотят вернуть во времена Мубарака", - говорит один из участников митинга.
Каир и так все эти дни после первого тура президентских выборов жил как на горячей сковороде, но Конституционный суд раскалил ее настолько, что за часы до начала голосования слово "Революция" вновь прозвучало из уст тех, кто считает себя ее знаменем.
"Мы будем наблюдать, наблюдать внимательно. Если результаты второго тура будут подтасованы, страну вновь захлестнет революция, направленная против лжецов, преступников и тех, кто их покрывает. Она будет продолжаться до тех пор, пока не будут полностью достигнуты цели этой революции", - говорит кандидат в президенты Египта Мухаммед Мурси.
Исламист Мухаммед Мурси своего конкурента в первом туре обошел всего на один процент, и, вероятно, очень рассчитывал, что судьи не тронут недавно принятый закон о политической изоляции, который запрещал баллотироваться в президенты политикам, занимавшим государственные посты при Мубараке. А куда уж выше поста, что был у противника Мурси - бывшего премьер-министра Ахмеда Шафика.
Но закон отменили, отобрав у Мурси еще и дружественный парламент. Выяснилось, что почти треть депутатов прошла в Народный совет незаконно - шли на выборы как независимые, а оказались партийными. То есть прибавили исламистским фракциям мандатов. Теперь их можно выбросить.
"Президент должен принимать присягу перед парламентом. Где он это будет теперь делать? В кафе, что ли? У нас теперь ничего нет: ни парламента, ни конституции, ни легитимного президента", - говорит местный житель.
Кого точно не смущает процедура принятия присяги - Ахмеда Шафика. Многие в Египтет полагают, что суд проложил ему дорогу в президентский дворец. А на пресс- конференции его уже встречали, словно избранного главу государства.
"Это историческое решение Конституционного суда. Мы видим, что закон действительно стоит на первом месте в нашей стране", - отмечает кандидат в президенты Египта Ахмед Шафик.
Кому точно решение суда пошло на пользу - египетским биржевым игрокам. Басель Махгуб, сотрудник одной из старейших каирских брокерских компаний, полтора года не наблюдал подобного тому, что творилось на бирже накануне.
"Вчера до двух часов дня все шло как обычно - акции египетских компаний падали в цене, но за полчаса до закрытия биржи пришло сообщение о решении Конституционного суда, и стоимость бумаг резко взлетела. За несколько минут купили больше, чем за весь биржевой день", - сообщил брокер Басель Махгуб.
Но пришедшим на Тахрир биржевые котировки не указ - они вновь готовы митинговать круглосуточно, а сегодня едва не пошли на штурм нижней палаты парламента, которого больше нет. Активисты с трудом упокоили толпу. Но смогут ли они сделать это после оглашения результатов голосования во втором туре, и не прибавится ли фотографий и могил на символическое кладбище погибших за революцию?