В Египте по итогам «арабской весны» осуждают бывшего и выбирают нового президента
В Египте на этой неделе подводили итоги первого тура выборов Президента, а 2 июня был вынесен приговор бывшему Президенту этой страны. Хосни Мубарак осужден на пожизненное заключение. После "арабской весны" и смещения Президента Мубарака эта страна перестала быть ведущей державой арабского мира - беспорядки, падение экономики в четыре раза, преследование исламистами христиан коптов, у которых жгут храмы и отрезают уши... В общем, весь этот хаос революции привел Египет к выбору будущего – во второй тур вышел кандидат-исламист от "Братьев-мусульман" и бывший глава правительства Мубарака.
"Вперед, в будущее!" Эту песню напевала молодежь. Под революционный гимн о надежде на перемены группы "Каироке" из кафе дяди Исама уходили оккупировать площадь Тахрир – драться и умирать, предварительно оставив записку и перехватив революционный бутерброд. Теперь здесь эту мелодию напевать неприлично - музыку революции сменили растерянные споры: кто виноват в том, что мы сделали?
"Это обернулось страшным сном: свобода, равенство, братство. Братство мы получили, мусульманское. Получается, мы просто проиграли. Из наших долгих интеллигентных разговоров вот что вышло", - говорит владелец кафе "Друзья революции 25 января" Исам эль Шериф.
Разочарованная усталость… У здания полицейской академии – бьющиеся в истерике. Здесь ждали приговор века – итог суда над свергнутым Президентом. Одни требовали полного оправдания Мубарака, другие – виселицы за гибель своих братьев на Тахрир.
Ни казни, ни свободы - компромиссное судебное решение, которое должно было разрядить обстановку перед решающим туром выборов, заставило и сторонников, и противников свергнутого режима биться головой о землю - все напрасно.
Горькое осознание того, что даже в первом туре не было ни одного кандидата от революционеров, того, что даже Мохаммед аль Барадеи, нобелевский лауреат и лицо египетской весны, демонстративно покинул страну на время выборов. Того, что уже выбран парламент, в котором подавляющее большинство обещает ввести в стране законы шариата. Результат первого тура - исламист, изучавший в Америке запуск космических ракет, Мохаммед Морси, с перевесом в 1% против бывшего премьера того самого, свергнутого правительства Мубарака - Ахмеда Шафика. По оценкам социологов, это не выбор "арабской весны". Это послание от 50-миллионной египетской глубинки: или господь пусть за нас решает, или верните, как было.
"Впервые за 7 тысяч лет Египет выбирает своего главу. Народу нужны демократия и шариат, это его будущее", - говорит глава избирательного штаба кандидата от партии "Братья-мусульмане" Эсир али эль Саид.
Запад сразу же признал первый тур выборов состоявшимся, несмотря на нарушения. И теперь кандидаты, от которых, судя по опросам, египтяне ждут рабочих мест, стабильности и безопасности, обещают стране демократию - обещание с экспортным прицелом. Даже кандидат от исламистов Мохаммед Морси скромно благословляет толпу: "большой брат" смотрит на нас, мы будем счастливы.
"Только сейчас я вспомнил слова Мадлен Олбрайт: "Чтобы Советский Союз развалился окончательно, мы поддерживали все неправительственные организации. Развалить изнутри всегда дешевле, чем снаружи. Я теперь понимаю, какие средства затрачены на дестабилизацию Египта и как это делалось", - отмечает политолог Эль Саед Хани.
Доктор Хани в редакции крупнейшей газеты арабского мира "Аль Гумхурия", до сих пор ведущей расследование: для кого в первые дни революции в египетские банки были переведены миллионы долларов и почему 17 иностранцев, арестованных за подрывную деятельность на территории Египта, якобы после нажима Вашингтона, были вывезены из страны на спецсамолете.
"Мы называли себя детьми "Фейсбука" и дико гордились, тем, как собирали людей на протесты. Я не могу отделаться от ощущения, что мной просто воспользовались. И я воспользовался - теми, кто мне поверил", - говорит Шариф. "Прости нас, Президент" - страничка в социальной сети, почти 9 тысяч постоянных посетителей. Шариф не хочет показывать лицо - еще недавно он был одним из блогеров, которые через эту сеть требовали свержения тирана. Теперь каждый вечер его маленький блог - о сожалении и в оправдание.
Ахмед Наги, социолог, отмечает: "Почти фантастическая ситуация, когда люди страшатся задать себе вопрос: зачем все это было? Куда поведет страну бывший премьер, если он упорно вел ее по пути Мубарака? Что мы знаем об исламисте, кроме его лозунга "Коран - ваша Конституция"? Ничего. Судя по программам, кандидаты обещают ровно то, что уже обещал Мубарак".
Все стены вокруг Тахрир уже изрисованы призывами к революции. Их результат - ругательства на асфальте. "Братья-мусульмане" - обманщики", "Шафик - тень Мубарака", "Где моя страна, чувак?"
Оптимисты сегодня говорят, что главное в этих выборах - непредсказуемый результат. Пессимисты напоминают: Египет расколот на две части, уже через две недели в решающем втором раунде схлестнутся те, кто хочет жить дальше по законам шариата, и те, кто хочет человека из команды Мубарака, снова военного летчика. Надпись на стене рядом с площадью Тахрир: если вы готовы забыть все, что происходило, сходите и проголосуйте. Все жертвы были напрасны.
Тамир репетирует в одиночестве. Неровная барабанная дробь - больше никакой героики. До решающего второго тура выборов вряд ли уже что-то можно изменить. Мы все свое сыграли.
"Вы говорите разочарование? Нет, это катастрофа. Еще недавно каждое убийство было трагедией, а теперь мы говорим лишь о цифрах - сколько и когда погибли на Тахрир. Мы могли бы продолжить революцию, но смысл? Позвать за собой, уже зная, куда?", - задает вопросы барабанщик группы "Каироке" Тамир Хашем.
Новая музыка революции. с рефреном: "Замрите на месте". Тамир объясняет: следующий шаг может оказаться шагом вперед, в прошлое. В которое мы уже позвали поверивших.