Экс-президент Египта, приговоренный к пожизненному заключению, помещен в тюремную больницу
В Египте опять беспорядки - в последние часы на улицы вышли недовольные слишком мягким, по их мнению, приговором экс-президенту страны. Хосни Мубарак, свергнутый год назад после почти тридцатилетнего пребывания у власти, сегодня отправлен до конца дней в тюрьму. Точнее, в тюремную больницу - Мубарак стар и болен. Тем не менее, в Египте достаточно тех, кто хотел бы его немедленной смерти. При этом последний премьер-министр при Мубараке и его бывший соратник набрал столько голосов на президентских выборах, что вышел во второй тур.
Решения его судьбы ждут здесь те, кто до сих пор ему безоговорочно верит, и те, кто отныне и навеки его ненавидит. Два мира, в которых напряжение возрастает с каждой минутой ожидания. С его портретами в руках стоят молча и обреченно, надеясь, что его оправдают. С портретами погибших на площади Тахрир - подбадривают друг друга возбужденными криками, требуя его казни. Несколько тысяч полицейских разделяют сторонников и противников Мубарака, собравшихся на площади с самого раннего утра. Все они молились - каждый о своем.
Бывшего президента вносят в зал суда на носилках. Непроницаемое лицо, глаза прикрыты темными очками. Судья не медля зачитывает приговор: Хосни Мубарак, правивший страной почти 30 лет, осужден на пожизненное заключение за косвенное участие в расстреле 850 демонстрантов на площади Тахрир и оправдан по всем обвинениям в коррупции. Вместе с ним пожизненное - бывшему главе МВД. Все остальные обвиняемые - сыновья президента, Аля и Гамаль, и шестеро заместителей министра МВД, оправданы по всем пунктам.
Мубарак выслушивает с тем же непроницаемым лицом. Кажется, что он его и не слышит. Зато слышат его противники и тут же начинают требовать его крови. Недовольные приговором устраивают потасовку прямо в зале суда. Выдворенные в коридор, родственники погибших на Тахрир требуют казни Мубарака уже в кулачном бою с его адвокатом.
Это напоминает взрыв - новость о приговоре облетает площадь мгновенно. Дикие крики радости вперемешку со слезами ярости.
"Что они делают? Это что, благодарность за все, что он делал? Это что, люди?", - спрашивает местная жительница.
"Мой сын погиб на площади, его расстреляли по приказу Мубарака. Это самая радостная новость, которую я слышал в жизни", - говорит местный житель.
"Почему их оправдали? Почему их всех не повесили?", - спрашивает девушка.
Вот мнение еще одной жительницы Каира: "Я буду голосовать за исламистов, чтобы вы все увидели, что вы натворили. Пусть теперь вами правят те, кто будет бить вас ногами по голове".
Транспарант превращается в холодное оружие. Для обеих сторон очевидно: этот приговор - компромисс, судья явно не хочет накалять обстановку за две недели до решающего тура президентских выборов. Сегодня политологи объясняют: эти выборы, признанные Западом свободными и прозрачными, несмотря на все нарушения, должны состояться в любую политическую погоду.
И Вашингтон, который сам Мубарак считал большим и надежным братом, теперь пристально следит за тем, чтобы в Египте появился удобный преемник. А сделавший свое дело Мубарак, потерявший для Америки всякий интерес, не получил ни казни, ни оправдания, чтобы не вызвать новую, предвыборную волну беспорядков. Но именно этот компромисс и слова вердикта о том, что полностью вина Мубарака не доказана, вызывают бурю протеста.
Полиция пытается сдержать натиск. И те, кто недоволен жесткостью, и те, кто недоволен мягкостью приговора, нападают уже на полицейских и пытаются крушить припаркованные на обочинах машины. Главный довод сторонников Мубарака - чего вы добились, если страна уже погрузилась смуту? Крики в ответ - а теперь он из тюрьмы будет наблюдать, как мы теряем все, за что дрались?
"Зачем его свергли? Чтобы теперь выбирать между "Братьями-мусульманами" и его другом? Это что, выборы, которых мы добивались? За что погибли наши братья?", - говорит местный житель.
Осужденного экс-президента вертолетом увозят в тюрьму. Навеки. Ему становится плохо уже на подлете. Сердечный приступ. Вероятно, бывший президент позволил себе эмоции, лишь оказавшись вдалеке от всех, кто хотел по-своему решать его судьбу. По решению прокурора реанимационное оборудование, без которого Мубарак уже не может обходиться, уже установлено в его тюремной камере.
Полицейские на площади все еще пытаются сдержать толпу - через их головы с обеих сторон летят угрозы: это вы предали Египет, мы еще встретимся.