Автогонщицы из Палестины бросили вызов патриархальному укладу жизни
Их не догонят. Отважные девушки участвуют практически во всех крупных соревнованиях на Ближнем Востоке и мечтают о "Формуле-1".
Дикая карусель по ничтожному поводу - как у девочек принято. Бетти и Нур выясняют отношения, рыча двигателями и визжа тормозами: кто на свете всех быстрее. Мона - третейский судья.
"Девчонки просто злятся: наша обычная площадка рядом с израильским КПП. Сегодня беспорядки, ну, сами понимаете: камни, слезоточивый газ. А у нас скоро гонки в Иерихоне, приходится здесь тренироваться", - объясняет Мара Заалка.
Их в Палестине называют "сестры по скорости": четверо смелых, чьи девичьи мечты превратились в первую на Ближнем Востоке женскую сборную по автогонкам, чьи купленные на свои подержанные автомобили превратились в гоночные, и чьи имена - символы перемен. Это их повод для гордости: в Саудовской Аравии женщин наказывают за то, что сели за руль, а мы наравне с мужчинами гоняемся в Иордании и Египте.
"Я была первой женщиной-гонщицей в Палестине, меня натаскивали по-настоящему, без скидок на женскую слабость. Мама плакала перед каждым заездом, особенно когда я уезжала по пустыне с парнями гоняться. А жених объявил: либо он, либо гонки. Я выбрала скорость", - рассказывает Мона али Эннаб.
Розовый маникюр на руле и светлые кудри под шлемом. У Бетти был другой выбор: ее привезли в Мексику совсем маленькой, папа и брат стали чемпионами страны по автогонкам, она села за руль в 11 - с деревяшками на ногах, чтобы доставать до педалей. Как только получила паспорт, объявила: "Возвращаюсь домой, в Палестину. Не хочу быть беженкой. Это мой выбор".
"У нас все-таки очень патриархальное общество. Как только сажусь за руль, любой парень начинает визжать: остановись, я пошел пешком. Я всегда говорю: иди. Наша скорость - это свобода, за которую мы платим одиночеством", - считает Бетти Саде.
Девчонки считают ее хулиганкой - Нур на стареньком черном "бумере" любит ездить за стену, в Израиль - подразнить полицейских ценой водительских прав, и ненавидит тормозить. Мара пытается остановить подругу, гоняющуюся за собственной тенью: сломаешься. Автомобиль сдается: приехали, перегрелся.
"Я могу записать себе в актив: была единственной гражданкой Палестины, победившей на гонках в Израиле. И могу быть лучшей в мире, но нам всем здесь ничего не светит", - говорит Нур Дауд.
С сестрами по скорости мужчины только фотографируются. Сестры по скорости просят мужчин о помощи, только когда по-настоящему сломался автомобиль. Бетти, Мара, Мона и Нур складывают руки в боевом приветствии: лучше скорости может быть только скорость, на которой их не догонят.
Четверо смелых - у них даже мечты одинаковые. Каждая хочет быть первой в мире женщиной, победившей на гонках "Формулы-1". И каждая сразу грустно добавляет: это невозможно по слишком многим причинам. Поэтому, вероятно, мы будем первыми женщинами в мире, которые четко понимают: их мечты неосуществимы.