В Донецке в преддверии чемпионата Европы по футболу открыли новый терминал международного аэропорта
Теперь эта воздушная гавань сможет обслуживать до 3 тысяч пассажиров в час или до 5 миллионов в год. На аэродроме построили еще одну взлетно-посадочную полосу и самую высокую в стране диспетчерскую вышку.
Похожую реконструкцию недавно пережил и аэропорт в Харькове. Однако там при расширении воздушной гавани, спеша уложиться в сроки, забыли подумать о жителях расположенных поблизости деревень. В итоге центральная улица одного из поселений плавно переходит в летное поле, в огородах стоят сигнальные мачты, а лайнеры, заходя на посадку, сбивают с крыш телевизионные антенны.
Из окна семьи Тарасенко взлетно-посадочная полоса видна, как на ладони. До пролетающих воздушных судов, порой кажется, можно рукою дотянуться. "Вижу, как одеты пилоты, вижу четко лица, поэтому иногда им машу", - рассказывает жительница села Федорцы Александра Тарасенко (Харьковская область).
Жители сел Федорцы и Павленки, расположенных вдоль городской черты Харькова, уже несколько месяцев живут по расписанию аэропорта. По шуму двигателей самолетов, заходящих на посадку или идущих на взлет, безошибочно определяют, который сейчас час. "Уши закладывает и стекла дрожат - страшное дело! Мы каждый день боимся, что мы "сыграем в ящик": проснемся или не проснемся", - сетует житель села Павленки Валерий Закатнов (Харьковская область).
В огородах местных жителей вместо картошки выросли металлические мачты с сигнальными огнями. По ним пилоты ориентируется, заходя на посадку. "У меня в огороде вышку поставили, 1,5 месяца уже стоит", - рассказывает житель села Федорцы Игорь Сапрыкин (Харьковская область).
Бывший летчик Николай Федорец говорит, что такое соседство нарушает все авиационные нормы. Самолеты проходят над крышами домов всего в 25-30 метрах. "80% всех авиационных катастроф происходит на взлете и посадке", - замечает житель села Федорцы Николай Федорец (Харьковская область).
Старая взлетно-посадочная полоса находилась в стороне от жилых домов. Новую построили специально к чемпионату Европы по футболу всего в 500 метрах от села. Жители возмущены: с ними этот вопрос даже не обсуждался. Но, по мнению чиновников, вреда для здоровья людей нет. А шум, от которого уши закладывает - в пределах нормы.
Из харьковской администрации пришел ответ на жалобы жителей: "Комплекс мер по введению в эксплуатацию новой взлетно-посадочной полосы значительно уменьшит шум от воздушных судов в зоне аэропорта, а также улучшит экологическое состояние и будет способствовать спокойному проживанию жителей сел Павленки и Федорцы".
"Вот этот ответ – издевательство, - возмущается жительница села Павленки Ирина Закатнова (Харьковская область), - потому что у нас экологии никакой нет, у нас шумно и страшно".
В сутки над Федорцами и Павленками взлетает и садится около 20 бортов - в зависимости от дня недели. Во время Евро-2012,который стартует в начале июня, самолетов будет еще больше. Проблем - тоже.
"Самолеты летят на очень низкой высоте, практически касаясь шасси наших крыш, потоками воздуха сносит антенны, дребезжат окна, посуда в сервантах. Очень тяжело жить, особенно ночью, и дети просыпаются, плачут", - говорит жительница села Федорцы Людмила Фитюхина (Харьковская область).
В целях безопасности местные власти предлагают жителям 500 дворов покрасить крыши домов в яркие цвета и установить на них специальные прожекторы за свой счет.
"Нам предлагают за свой счет промаркировать наши дома, то есть установить на них маркировочные огоньки. Это все делается постфактум, потому что когда здесь начинали строить наши дома, наши участки не входили в зону обязательного маркирования. Сейчас нас практически обвиняют в нарушении авиационного кодекса", - говорит житель села Федорцы Борис Походенко (Харьковская область).
Отселять людей из опасной зоны власти Харькова не собираются. Селяне готовятся судиться, намерены дойти до Европейского суда по правам человека. А чиновникам предлагают пожить у них - в прямом смысле под крылом самолета.