В Индонезии спасателям удалось десантироваться на место крушения лайнера «Суперджет-100»
В Индонезии спасателям удалось добраться до места крушения российского лайнера "Суперджет-100". Обломки находятся на крутом склоне горы и работать приходится в очень сложных условиях. В Индонезию отправились 2 самолета МЧС с альпинистами и горным оборудованием. В страну также прибыл глава "Объединенной авиастроительной корпорации" Михаил Погосян. На пресс-конференции он заявил, что у самолета не было никаких технических проблем до столкновения с горой.
Только издалека и только с воздуха - спасатели снова и снова облетают место трагедии на вертолете. На вертикальном склоне лишь малая часть того, что осталось от российского лайнера. Другие обломки упали вниз, в ущелье. Чтобы попасть туда, нужно пробираться через чащу более 9 часов из деревни у подножья горы.
Единственная тропинка, которая ведет в горы. По ней спасатели идут к месту крушения. Самолет врезался в одну из скал где-то там, за облаками. Самую верхнюю точку разглядеть невозможно. Причем тропинка заканчивается через пару километров, на середине склона. Дальше только джунгли, по которым никто никогда не ходил.
Отряды спасателей и военных приезжали весь день. На небольшой поляне около горы Салак - оперативный штаб, откуда руководят всей поисковой операцией. Сегодня в ней задействованы несколько сотен человек и 6 вертолетов.
"Точка, где мы нашли обломки самолета: высота 2086 метров, 83 градуса наклон скалы. Сейчас для нас главная задача - эвакуировать тела погибших. Наши спасатели дошли до места трагедии и нашли погибших. Но пока мы не можем их оттуда достать. Сейчас думаем, как это сделать", - рассказывает руководитель спасательной операции Анан Рефандго.
Решили прямо в горах вручную расчистить площадку, чтобы могли сесть вертолеты. А еще отряды спасателей разделились. К месту крушения они идут с обеих сторон горной цепи.
"Это труднодоступный район, путь преграждают два горных хребта, но даже преодолев их, добраться туда очень сложно", - поясняет член команды спасателей Даданг Сулл.
Поисковая операция длится уже третий день. План поисков полностью диктуют сложный рельеф местности и плохая погода. Сегодня, в отличие от предыдущих дней, ночью перерыва не будет. Спасатели уходят в горы, несмотря на то, что через пару часов стемнеет.
"Мы берем с собой только самое необходимое, что вмещается в рюкзак, иначе будет тяжело идти. Возможно, ненадолго заночуем в джунглях, а как рассветет, продолжим путь. Нас посылают, чтобы мы нашли и принесли в лагерь "черные ящики", - рассказывает начальник технического подразделения спасателей Люки Серкеней.
Расследованием авиакатастрофы занимаются власти Индонезии и эксперты из России. В Джакарте ждут возможности изучить место происшествия специалисты Межгосударственного авиационного комитета. Пока специалисты пытаются понять, был ли в кабине пилотов посторонний – возможно, это летчик местной авиакомпании. Такая версия появилась после того, как был опубликовали снимки, сделанные перед самым вылетом "Суперджета".
Эксперты вспоминают крушения самолета Ан-148 в марте 2011 года. В Белгородской области лайнер упал, когда за штурвалом находился пилот из Мьянмы - он проходил в России обучение. Чтобы выяснить все подробности авиапроисшествия в Индонезии, следователи опрашивают и очевидцев трагедии.
"Я услышал, как со стороны горы Салак раздался звук взрыва, похожий на гром. Это было около трех часов дня. Из новостей я знал, что примерно в это время по этому маршруту должен был следовать российский самолет, вылетевший из аэропорта "Халим", - рассказал один из местных жителей.
Самолет "Суперджет-100" конструировали и собирали инженеры из России, Европы, Канады и США. Лайнер оборудован самыми современными системами безопасности и, конечно же, системой предупреждения об опасном сближении с землей. Почему она не сработала в Джакарте 9 мая – один из главных вопросов. Некоторые эксперты не исключают, что аварийные датчики могли сознательно отключить.
Начальник Летно-испытательного центра Рубен Есаян поясняет: "Случаи сознательного отключения могут быть только в том случае, когда над полосой, над аэродромом, выполняются демонстрационные полеты; когда летчики-испытатели над полосой, в ограниченном пространстве, при ясной погоде выполняют демонстрационный полет самолета, выполняют с такими наборами высоты, с такими снижениями, и чтобы система не мешала, ее просто отключают". "Когда на борту люди, она, как обычно, должна быть включена", - добавляет он.
На помощь индонезийским коллегам вылетели сотрудники МЧС России. Два самолета "Ил-76" доставят отряд Центроспаса и необходимое для работы в горах оборудование, в том числе вертолет.
В аэропорту Джакарты дежурят родные и близкие тех, кто был на борту. Люди держатся из последних сил. На борту были граждане 5 государств, большинство местные жители.
В мире всего 8 самолетов "Суперджет-100", перевозящих пассажиров на коммерческих рейсах. Заместитель главы Минпромторга России, который возглавляет комиссию по расследованию авиапроисшествия в Джакарте, в интервью информагентствам заявил, что приостанавливать эксплуатацию самолетов "Суперджет-100" пока не планируется.