На острове Ява идут поиски российского самолёта «Суперджет-100»
Сегодня днём самолёт "Суперджет-100" исчез с экранов радаров во время показательного полёта недалеко от столицы Индонезии Джакарты. На борту находились 50 человек - экипаж из 8 россиян, 38 индонезийцев, а также два итальянца, француз и американец. Судьба людей и лайнера пока неизвестны. Спасательные службы до сих пор не зафиксировали сигнал аварийного маяка самолёта. В Индонезию экстренно вылетают российские эксперты.
Первые сообщения о том, что самолет "Суперджет-100" пропал с экранов радаров, появились в блогах Марины Лысцевой и Сергея Доли. Они принимали участие в демонстрационном туре лайнера по шести странам Азии. До прилета в Индонезию самолет показывали потенциальным заказчикам в Казахстане, Пакистане и Мьянме. Также было запланировано посещение Лаоса и Вьетнама.
"Производятся демонстрационные полеты, то есть заказчики садятся на самолет, и производится полет. И потом самолет возвращается. Сегодня должно было быть два таких полета для представителей авиалинии, которая покупает 15 этих самолетов. Первый полет прошел в штатном режиме, никаких проблем. 30 минут длился полет, после этого он вернулся, полностью самолет провели. С ним все нормально. Никаких проблем не было. Он улетел на второй демонстрационный полет с другой группой людей и, к сожалению, до сих пор мы не знаем, где он", - сообщил Сергей Доля.
Над Джакартой, по данным местных метеорологов, стояла низкая облачность. В горах был туман. В этих местах очень сложный рельеф местности. Однако, как говорят специалисты, это не могло помешать полетам новейшего российского пассажирского самолета, оснащенного самым современным навигационным оборудованием. Известно, что незадолго до исчезновения с экранов радаров, экипаж самолета получил разрешение на снижение.
"Он запросил снижение с 6 до 3 тысяч и начал делать правый разворот. После этого он пропал с экранов радаров и больше не выходил на связь. В том районе низкая облачность, есть гора, непонятно, как он с этой горой разошелся", - говорит Сергей Доля.
Поиски лайнера сейчас идут в районе горы Салак. Ее высота более 2200 метров. Индонезийским специалистам удалось восстановить предполагаемую траекторию движения лайнера. Он начал снижаться после того, как облетел одну из вершин. Спасатели говорят, что район поисков составляет примерно 70 квадратных километров. Местные жители слышали рев моторов. Все склоны в этих местах покрыты тропическими лесами. Воздушная часть поисковой операции была прекращена 7 часов назад. К этому времени в Индонезии уже стемнело.
"Погодные условия там бывают не очень хорошие. Из-за низкой облачности самолет должен быть оборудован системой, которая предупреждает об опасном снижении. Если он снижался в облаках, и система не сработала - все. Вполне вероятно, что он столкнулся с горой", - считает летчик-испытатель Рубен Есаян.
Редактор одного из индонезийских журналов об авиации днем по московскому времени сообщил, что на борту находились пятеро его журналистов. При этом мобильные телефоны двоих работают, но не отвечают. В аэропорту Джакарты создан оперативный штаб.
В первые часы появилась версия, согласно которой, лайнер могли угнать. Однако позже о ней не упоминали. Пилотировал "Суперджет-100" очень опытный летчик Александр Яблонцев. Именно он поднимал первый образец этого лайнера в воздух, а затем постоянно летал на нем. Можно сказать, что пилот знал машину досконально.
Год назад в интервью нашей телекомпании Александр Яблонцев рассказывал о том, насколько "Суперджет-100" надежный самолет. К примеру, его электроника способна сама исправлять возможные ошибки пилотирования.
"До того момента, пока самолет сам начнет исправлять отклонения по скорости, превышающие какую-то предельно большую скорость, будет предупрежден экипаж системой индикации-сигнализации, то есть сработают сигнальные лампы, скорость войдет в красно-черный сектор, после этого сработает сигнализация речевая - оверспид. И честно говоря, я с трудом себе представляю ситуацию, при которой экипаж, получив столько предупреждающей информации, не отреагирует на нее адекватно", - говорил шеф-пилот Александр Яблонцев.
Тем не менее, специалисты говорят, что в условиях сложного рельефа местности и плохой погоды очень тяжело не только гражданским, но даже военным лётчикам. Они вспоминают декабрь 1995 года, когда при заходе на посадку на авиабазу Камрань во Вьетнаме из-за крайне низкой облачности и ошибки экипажа самолёта-лидера столкнулись с горой три истребителя пилотажной группы "Русские витязи". Тогда погибли 4 летчика.
Что сегодня случилось в небе над Индонезией, пока никто не знает. Сейчас там глубокая ночь. Аварийный маяк лайнера, который должен был сработать в случае столкновения с землей, не сработал. В районе поисков идет дождь. Спасатели пытаются добраться до места предполагаемого падения, но найти что-либо на земле им пока не удалось. Местные власти обещают, что утром к поисковым работам вновь подключатся вертолеты.