Франция выбирает президента — социалисты Олланда теснят правого Саркози
Во Франции проходят президентские выборы - главные кандидаты хорошо знакомы французским избирателям. По предварительным данным опросов на выходе с участков, лидирует социалист Франсуа Олланд - у него 28-29%. Президент Николя Саркози - 25-26%. Глава ультраправого Национального фронта Марин Ле Пен на третьем месте - у нее около 21% голосов. Но пока это лишь данные на 7 часов вечера во Франции, за час до закрытия всех участков. Основными претендентами на пост главы государства считаются Саркози и Олланд – они, скорее всего, и выйдут во второй тур.
Политический расклад на ближайшие пять лет во Франции сложится из "карт": каждый французский избиратель получает 10 белых бумажек с именами кандидатов. Он должен выбрать одну из них, положить в конверт и опустить в урну.
Те, кто пришел сюда отдать свой голос, о своем выборе не говорят - по французским законам, любые опросы на выходе с избирательного участка запрещены. До 8 часов вечера нельзя распространять результаты и в Интернете. Его пользователи даже придумали конспиративные формулировки типа "Венгрия проигрывает в матче с Голландией", намекая на венгерские корни Саркози и фамилию его главного конкурента. Последние официальные цифры социологов опубликовали 20 апреля, в пятницу.
"По самым последним данным, которые мы получили сегодня ночью, между двумя основными кандидатами - Саркози и Олландом - четкое равенство: 27% голосов. За ними идет Марин Ле Пен, у нее 17%", - говорит заместитель директора Института социологических исследований Карин Марсе.
За третье место с ней борются центрист Франсуа Байру и коммунист Жан-Люк Меланшон. Дебютировав, Меланшон сразу собрал около 15% голосов. Позиции левых вообще на этот раз очень сильны.
"У левых действительно широкий электорат, это и рабочие, и служащие, и молодежь, но среди них много тех, кто может не пойти на выборы, подумав "зачем, ведь победа и так в кармане", и в этом смысле соцопросы могут сыграть злую шутку, спровоцировав неявку", - отмечает директор исследований Социалогического института BVA Эрик Бонне.
Не ходить на выборы, согласно тем же опросам, решил каждый третий - их просто не смогли заинтересовать. На самые наболевшие вопросы - экономические - так никто и не дал ответов. И в первую очередь они были адресованы Николя Саркози, но он не ответил на них ни за пять лет своего правления, ни теперь, в предвыборной программе.
Во Франции еще никогда не было такого непопулярного Президента. Он совершал одну ошибку за другой, еще не успев зайти в Елисейский дворец. Сначала выяснилось, что на его прошлую компанию десятки тысяч евро наличными давала Лилиан Беттанкур, владелица "Л’Ореаль", потом - что финансировала Саркози и семья Кадаффи.
"Для начала нужно, чтобы Саркози вернул деньги, которые он принял от Ливии для финансирования своей избирательной кампании. Это мы ее оплачивали. У нас есть доказательства, и мы готовы их обнародовать", - заявлял сын Муамара Каддафи Сейф аль Ислам.
На вопрос ведущей программы "Слово кандидата" канала ТФ-1, правда ли, что его избирательную кампанию в 2007 году финансировал Каддафи, Николя Саркози ответил: "Если это было так, то, получается, я отплатил неблагодарностью".
В этой кампании Саркози сразу отметился тем, что круто взял вправо: обещал пересмотреть Шенгенский договор и сократить число эмигрантов. Он скопировал лозунги ультраправой партии "Национальный фронт", а ее лидер Марин Ле Пен с ее высоким рейтингом для нынешнего Президента стала существенной преградой. Вероятность ее попадания во второй тур полностью не исключена.
Отношение Николя Саркози к мигрантам еще раз отметили на последнем митинге в Париже. На кадрах, из-за которых разразился скандал, запечатлено, как он прячет свои часы в карман и только потом протягивает руку чернокожему манифестанту. Белое золото, 55 тысяч евро, подарок Карлы Бруни.
Женитьба на бывшей топ-модели тоже стала поводом для постоянных упреков Саркози - из-за нее он развелся с женой. Удивительно, но примерно в то же время, пять лет назад, в разгар предвыборной гонки, его основной конкурент Франсуа Олланд уходит от своей спутницы Сиголен Руаяль, которая в то время состязалась с Саркози за пост Президента. Но еще больше удивили всех специалисты по генеалогии - они нашли общего предка у этих двух кандидатов.
Он долгое время оставался в тени - Жак Ширак когда-то сказал про Олланда: "Он известен меньше, чем лабрадор Миттерана". Дорогу в большую политику ему открыл арест Доминика Стросс-Кана, которого социалисты хотели выдвинуть в президенты, а народная нелюбовь к Саркози сделала эту дорогу прямой и широкой. Его так и прозвали - Анти-Сарко, и в этой роли он собирает все больше и больше сторонников.
Они встали под флагом перемен - девиз Олланда так и звучит: "Перемены – сейчас". И начать социалист обещает с экономики. Первое, что он собирается сделать, обосновавшись в Елисейском дворце, урезать зарплату себе и министрам на треть. Затем обложить 75%-ным налогом миллионеров и вообще пересмотреть всю систему в ущерб богатым и в пользу бедных.
"Нужно поменять логику, когда огромные корпорации платят пропорционально меньше налогов, чем мелкие предприниматели. Пусть для них это будет 15%, а для крупных компаний - 35. И я еще раз повторяю, у нас есть ресурс для того, чтобы не повышать для всех пенсионный возраст с 60 до 62 лет", - заявляет кандидат в президенты Франции Франсуа Олланд.
Эти меры кто-то называет популистскими, а кто-то - справедливыми. И таких большинство - то самое, которое до сих пор ощущает на себе последствия кризиса. На это Олланду жаловались рядовые французы, когда он стучался к ним в двери рассказать о своей программе. Плюс мигранты, на защиту которых он встал после событий в Тулузе - единственный из участников предвыборной гонки.
Кровавая бойня, которую 23-летний Мухамед Мера, француз алжирского происхождения, устроил в городе, сместила акценты предвыборной полемики. Все кандидаты заговорили на тему безопасности и миграции, отставив в сторону неудобную для них экономическую рецессию. Николя Саркози на этом поворотном моменте сумел-таки выйти в лидеры гонки, представ решительным и бескомпромиссным.
"Необходимо сделать выводы из этой трагедии. Все, кто посещает сайты, исповедующие идеи террористического толка, призывающие к ненависти и насилию, будут преследоваться по закону. Франция не потерпит, чтобы фундаменталисты занимались идеологической вербовкой на нашей земле", - заявляет Николя Саркози.
Еще большее ужесточение миграционного законодательства, о котором заговорили почти все кандидаты, отнюдь не радует самих приезжих, которых здесь много - скорей всего, их лишат льгот и пособий, а их родственникам будет еще сложней приехать во Францию. В большинстве своем они переметнулись к левым.
Для России в целом выбор французов, каким бы он ни был, вряд ли что-то изменит. Лидеры предвыборной гонки не раз заявляли, что возьмут курс на дальнейшее сближение.
В небольшом городке Донзи в Бургундии, который уже 30 лет является своего рода электоральным зеркалом страны, на этот раз не знают, кто выиграет. Те, чей выбор до сотых процента совпадает с выбором всей Франции, будут решать, кому отдать свой голос, у избирательных урн. И согласно последним опросам, отрыв Олланда от Саркози не сильно отличается от математической погрешности. Ясно одно - сегодня эта дуэль не закончится, второй тур будет.