Российская яхта «Скорпиус» перестала выходить на связь у берегов Антарктиды
В Антарктике пропала российская яхта, экипаж которой совершает уникальное путешествие по всем океанам и вокруг обоих полюсов, и уже установил несколько мировых рекордов мореплавания. Судно "Скорпиус" с командой из 7 человек несколько дней не выходит на связь. Нет в эфире и сигнала SOS, так что пока никто не ищет яхту, которая находится в море с ноября 2011 года.
В морское путешествие их провожали как настоящих героев-первооткрывателей! На небольшой спортивной яхте они решили покорить не только мировой океан но и оба полюса Земли. За полтора года моряки планировали пройти 130 тысяч километров, это то же самое, что три раза обогнуть землю по экватору. Однако, где сейчас находится яхта "Скорпиус" никто не знает. Связь с ней пропала во льдах Антарктиды.
"В связи с тем, что на море разыгрался огромный шторм, что ветер сильный поднялся около 30-40 узлов в час, они передвигаются крайне медленно из-за опасности столкновения с айсбергами и из-за того, что очень темные ночи в Антарктиде сейчас. В настоящее время нет информации о местонахождении яхты примерно с 3 часов ночи 3 апреля", - сообщила пресс-секретарь Российской полярной парусной экспедиции Анна Субботина.
Экипаж яхты 7 человек: граждане России и Украины. Информация о каждом из них есть на сайте экспедиции. Здесь же бортовой журнал и дневник капитана. Члены команды подробно писали о своем путешествии. Последняя запись в интернет-журнале сделана 3 апреля, во вторник:
"Весь вторник дул сильный ветер до 40 узлов. Соваться при таком ветре в пролив, который напичкан подводными камнями и банками, очень опасно. Яхта осталась на якоре. А у нас появилась возможность спокойно заняться делами, на которые у нас не хватило времени на полярной станции "Академик Вернадский". Например, дописать бортовой журнал".
Станция "Академик Вернадский" - украинская. Находится около острова Галиндес. Несмотря на плохую погоду, яхта продолжила путешествие и отправилась в сторону российской полярной станции через пролив Лимейр. Однако, по словам пресс-секретаря экспедиции, из-за сильного ветра "Скорпиусу" удалось пройти всего 30 миль за день и остановиться на ночевку рядом с американской полярной станцией. Больше никаких сообщений от экипажа не поступало. Последними, кто видел яхтсменов, были сотрудники станции Академик Вернацкий. Как рассказал Первому каналу по телефону ее начальник Николай Старенец, экипаж Скорпиуса имел небольшие технические проблемы с мачтой.
"30 марта была очень сложная ледовая обстановка. Очень долго они пробивались к нам, но подошли. Мы им оказали какую помощь. Единственное, что мы дали кое-какой инструмент, у них поломалось там что-то на мачте, и нужен был небольшой инструмент, чтобы исправить какую-то неисправность. Вот на этом и все. Побыли они двое суток, выбрали, поймали нормальную погоду, выскочили. Но в районе Палмера они опять заскочили в бухту, потому что сильнейший ураган им дальше не позволил пройти. Капитан судна мне позвонил, мы пять минут поговорили об этом, ну и в общем-то и все, на этом и попрощались", - рассказал Николай Старенец.
По международным правилам, члены команды должны дать сигнал SOS при первой же возможности. Либо такой возможности у экипажа не было, либо они сами пытаются справиться с ситуацией, в которую попали, считают эксперты. За семь месяцев яхта "Скорпиус" проделала немалый путь: выйдя в море из Севастополя она побывала на Мальте, Канарских островах, у берегов Аргентины и направилась в Антарктиду. Не обошлось и без серьезных поломок. Уже около Южного полюса судно попало в 10-балльный шторм. Сильный ветер порвал все паруса и унес в море спутниковую антенну - единственный способ связи с землей. Тогда со "Скорпиусом" также не было возможности связаться. Морякам пришлось вернуться к берегам Австралии и заняться ремонтом.
После путешествие продолжилось. Но не без трудностей. Вот одна из записей, сделанная капитаном Сергеем Низовцевым совсем недавно, 23 марта: "Как на грех, первые четыре дня ни ветерка. Молотим на моторе, неспортивно. Да и, к тому же, топлива становится все меньше и меньше. Если дела так и дальше пойдут, что нам потом делать без топлива, электричества, воды, овсяной каши на завтрак и даже без яичницы с беконом на праздник".
Коллеги спортсменов очень надеются, что проблема только в отсутствии связи. На борту есть две системы определения местоположения: GPS и ГЛОНАСС. И если они работают, то найти, где находится яхта, в принципе возможно. Как заявили Первому каналу в МЧС России, спасательная операция может начаться только после обращения за помощью кого-то и родных моряков. Пока таких просьб не поступало.