В разгар президентской кампании американские политики используют «русскую карту» в Вашингтоне
Главным противоречием в отношениях России и США по прежнему остается проблема американского ПРО в Европе. Несколько фраз Президентов Обамы и Медведева на эту тему, случайно попавших в прессу, наделали много шума в Америке, где в разгаре президентская кампания.
Дошло до того, что экс-губернатор Массачусетса и главный оппозиционный кандидат в Президенты США Митт Ромни в интервью CNN неожиданно назвал Россию "геополитическим врагом номер один".
"Слово не воробей...". Президент Барак Обама, похоже, не знаком с такой поговоркой. Излишняя откровенность вблизи включенного микрофона всегда грозит неприятностью. Пару фраз о возможном решении спорного вопроса по ПРО, которой Обама тихо обменялся с российским Президентом в Сеуле, на этой неделе громко обсуждала вся Америка: "Это мои последние выборы. После моих выборов у меня будет больше гибкости". Дмитрий Медведев: "Я понимаю. Я передам эту информацию Владимиру".
В разгар избирательной кампании лучшего повода "попинать" основного противника республиканцы получить не могли. Гибкость Обамы по одной из самых сложных проблем российско-американских отношений в Вашингтоне назвали слабостью. Сенаторы от оппозиции написали коллективное письмо в Белый дом, потребовали разъяснений, а избирательный штаб республиканцев срочно смонтировал рекламный ролик с вопросом, что еще от народа скрывает Обама.
Говорить о мировой политике кандидаты на пост в Белый Дом стараются редко. В президентской гонке-2012 внешнеполитические проблемы Америки второстепенны. Колеся по стране, участники праймериз рассуждают в основном об экономических сложностях внутри США: высокая безработица, бюджетный дефицит, астрономический внешний долг, проблемы здравоохранения. Американцев иногда пугают ядерными амбициями Ирана и экономической мощью Китая, теперь же опять вспомнили о "Советах".
"Истинная программа Президента состоит в том, чтобы отступить, позволить другим, будь то русские, китайцы, иранцы и кто угодно еще, управлять ситуацией, потому что Америка больше не защищает себя и своих союзников", - заявил кандидат в Президенты США от Республиканской партии Рик Санторум.
Экс-губернатор штата Массачусетс Митт Ромни, фаворит в Президентской гонке у республиканцев, пошел еще дальше. На бумаге и на словах он заявляет, что Россия для США словно заноза в боку, постоянно получает уступки от Вашингтона, но мешает американским усилиям в ООН. Итоги трехлетнего курса Обамы в отношении России Митт Ромни сформулировал просто: "Мы даем - Россия получает".
В быстром официальном ответе Кремля на слова Ромни о том, что "Россия является главным геополитическим противником США", мало кто сомневался. Все познается в сравнении, так что после эмоций Ромни о "новой русской угрозе", реакция Президента Медведева звучала даже по-дипломатически сдержанной.
"Это очень пахнет Голливудом и определенными временами, поэтому я бы рекомендовал всем претендентам на кресло президента Соединенных Штатов Америки, как минимум, две вещи: во-первых, при формулировании позиции все-таки включать доводы рассудка, голову использовать, это для кандидатов в президенты иногда не вредно, и, во-вторых, посматривать на часы, сейчас 2012 год, а не середина 70-х годов, и к какой бы партии кто ни относился, он должен принимать во внимание текущие реалии, только тогда он может рассчитывать на победу", - заявил Президент России.
В борьбе за голоса избирателей все методы хороши. Громкие заявления типа "русские идут" рассчитаны на самых консервативных в стане республиканцев. Их поддержки кандидату Ромини как раз и не хватает. На этой неделе, правда, он получил благословение Джорджа Буша старшего. Бывший Президент США вместе с супругой Барбарой открыто поддержали Ромни как главного соперника Обамы на выборах в ноябре. "Медвежья услуга" - ведь наследие двух сроков Президентства пусть и другого Буша, младшего, по-прежнему вызывает икоту даже у самых ярых противников демократов. Думать наперед Ромни сейчас некогда, еще сто раз все поменяется до выборного дня в ноябре. Но важен эффект, внимание к своей персоне, пусть и за счет скоропалительных выводов.
"Делать Америке больше нечего, как начинать очередное военное состязание с индустриально развитой державой, обладающей к тому же ядерным оружием, - говорит политолог Института Брукингс Майкл О’Ханлон. - Нам надо сокращать военные расходы, сокращать наше участие в военных операциях за рубежом, решать внутренние экономические проблемы, вот что в первую очередь волнует сегодня американцев; Так что если Ромни и хотел заработать себе политический капитал, то, наоборот, совершил ошибку и плохо обдумал свое громкое заявление".
В редакции консервативной "Вашингтон Таймс" коллеги в эти дни работают без передыху. По несколько статей в каждом номере: Обама - предатель, Обама, оказывается, не кениец, а кагэбэшник, Обама заслан Кремлем, чтобы подорвать безопасность Америки в пользу интересов стратегического соперника.
Политический обозреватель "Вашингтон Таймс" Бретт Декер сомневается в честности американского лидера, говоря, что Президент пытается задержаться в Белом Доме любым путем: "Все это выглядит неприятно. Наш Президент шепчет на ухо лидеру иностранного государства, мол, дайте мне выиграть выборы, и тогда мы обо всем договоримся"; создается впечатление, что избирателям он говорит одно, а думает и собирается сделать совсем противоположное".
Тот факт, что обе страны в последние годы совместно решают многие глобальные вопросы, противников Обамы в Вашингтоне мало интересует. Республиканцы ведь объявили "крестовый поход", который планируют завершить к осени.
Справедливости ради стоит отметить, что Обама - не исключение, и такие конфузы случались практически со всеми мировыми лидерами. Включенный микрофон - опасная вещь. Какой шум в свое время наделала шутка Рональда Рейгана, якобы отдавшего приказ о ядерной бомбардировке Советского Союза! А сколько "ляпов" мир услышал из уст Буша-младшего!
В США многих задело другое: слова Обамы в адрес Медведева звучали слишком самоуверенно, в них не было и тени сомнения, что исход выборов может быть иной, не в пользу нынешнего Президента. В политически жаркий год для Америки излишняя самонадеянность грозит выйти боком, тем более когда дела на внутреннем фронте еще далеки от успеха.