В Германии строители дамбы на дне реки обнаружили танк Т-34
Тот самый, который в мае 1945 года первым въехал в Росток. Теперь родные танкистов смогут узнать подробности их гибели и перезахоронить на родине со всеми воинскими почестями.
Боекомплект героической "тридцать четверки" сейчас на одном из военных полигонов под Ростоком. Ржавые снаряды немцы решили сохранить для музея.
Башню танка случайно обнаружили строители. Они ремонтировали дамбу на реке Варна. Власти города связались с российским посольством. Оказалось, это башня именно того танка, который первого мая сорок пятого первым прорвался в Росток.
"Танк поехал и уже был там впереди, а мы стояли на перекрестке. И вдруг мы услышали взрыв, а танк исчез. Красной Армии пришлось пойти в обход, Она вошла в город по другому мосту", - рассказывает Герхардт Хольц.
Герхард Хольц, в 1945 году маленький мальчишка, хорошо помнит тот день. Все ждали, что война вот-вот закончится. Сопротивления город почти не оказывал. Однако нацисты заминировали дамбу. И под первым советским танком, который попытался пересечь мост, сработала адская машина.
Заряд был настолько мощным, что взрывная волна чуть не разрушила здание. А танк Т-34, первым въехавший на мост, разорвало пополам. Башня осталась по одну сторону дамбы, ну а корпус отбросило на несколько десятков метров.
Корпус танка тоже найден. Сегодня его должны поднять со дна. Ну а дальше дать боевой машине вторую жизнь.
"Бургомистр Ростока сейчас решает вопрос, не может ли танк быть поставлен на городском кладбище советских воинов, ведь это наша история. Мы знаем всех советских солдат, которые погибли тогда и надеемся, что этот танк станет памятником тех времен", - говорит начальник управления по обезвреживанию боеприпасов земли Мекленбург-Передняя Померания Томас Когиль.
Экипаж танка: командир Василий Кривенцов, механик-водитель Василий Клещов, радист Пантелей Липеев, командир орудия Николай Мартыненко и заряжающий Андрей Гусев. Награждены посмертно. Однако лишь сейчас появилась надежда найти останки павших героев.
Далеко от Германии дочь механика-водителя Василия Клещова может часами рассказывать, каким был ее отец-танкист. Хотя сама его знает лишь по рассказам матери, родилась уже после того, как Василия призвали на фронт. Всю жизнь она не могла смириться с тем, что у отца не была могилы, к которой можно прийти и поклониться. И сейчас как никогда твердо верит - его найдут. Хочет, чтобы Василия Клещова похоронили на Родине, и неважно, через сколько лет, но он вернулся бы домой.