Жители Греции учатся выживать в условиях новой реальности
Эксперты еврогруппы не стали сегодня принимать решение о выделении очередного транша для спасения Греции от дефолта. От правительства страны требует предоставить письменные гарантии о дальнейшем снижении бюджетных расходов. В Афинах отвечают, что уже выполнили основную часть обязательств перед Евросоюзом. А сегодня президент страны завил, что откажется от зарплаты, чтобы помочь стране преодолеть кризис. Впрочем, простые жители Греции уже давно ощутили, что такое режим жесткой экономии.
Центр Афин, час пик. Молодая женщина угрожает впрыгнуть из окна. Внизу - полиция, за окном - психологи. Уже почти час они пытаются уговорить ее не делать роковой шаг. Супруга этой женщины, кажется, удалось убедить. Он только что вернулся внутрь. Это здание уже несколько дней оккупировано работниками одного предприятия. Им объявили о сокращении. У этой женщины - больной ребенок и непогашенный кредит за квартиру. Через месяц-другой ее выбросят на улицу. На крайность ее толкнуло отчаяние.
Количество самоубийств в Греции за последние полгода выросло на 40 процентов. А еще совсем недавно, согласно статистике, греки считались самыми счастливыми гражданами Европейского Союза и одними из самых социально защищенных. Высокая пенсия, гарантированная 13-я и даже 14-я зарплата, дешевые кредиты, позволявшие покупать жилье с отсрочкой платежа на 20-30 лет. Оказалось, что у всего этого есть обратная сторона.
С начала кризиса цены на продукты поднялись вдвое. Литр молока теперь стоит полтора евро, булка хлеба – евро двадцать. Дороже, чем во Франции. А зарплаты урезают каждый квартал. 700 евро - теперь средний доход для бюджетника. Пенсия в 300 евро - в порядке вещей. Старикам не то что на лекарства, на еду не хватает. Пикет у стен Министерства труда - стихийная акция протеста.
"Чего мне ждать в мои годы? Я вижу: все рушится. Мои дети должны были бы жить лучше меня, а получается все хуже и хуже", - говорит Ефсевия Кефалоянни.
Европа не торопится спасать греков. Министры финансов еврозоны сегодня даже не поехали в Брюссель, а решили просто обсудить греческий вопрос по телефону. От Афин потребовали практически невозможного: еще больше ужать бюджет и предоставить письменные гарантии от политических лидеров, что после апрельских выборов в парламент все договоренности с Европой останутся в силе. Все это вызвало в Афинах настоящую панику.
"Греция уже предприняла все возможные усилия. Народ большего не примет. Правительство функционирует на грани человеческих возможностей. Мы подошли к той черте, за которой невозможно функционирование социальной и экономической системы. Греция взяла на себя обязательства, мы жертвуем очень многим. Я думаю, что и Европа тоже должна взять на себя часть ответственности", - заявил министр социального обеспечения Кристос Папутсис.
Встреча министров финансов еврозоны пока перенесена на понедельник. Но, по мнению многих аналитиков, Европа просто затягивает решение проблемы. Обещанные 130 миллиардов евро Афинам нужны срочно. 20 марта истекает срок очередных выплат от предыдущих займов, иначе - дефолт и неизбежный выход из зоны евро.
Но Европу он уже не страшит. После 400-миллиардного вливания в европейскую банковскую систему потеря Греции не станет катастрофой. Ее удельный вес в экономике ЕС - всего два процента. По данным влиятельной "Нью-Йорк Таймс", крупнейшие компании, работающие на греческом рынке (в первую очередь немецкие), уже начали вывозить из Греции евро-наличность. Им надо успеть до 20 марта, когда банкротство Греции может стать реальностью.
,