Жители соседних деревень Палестины и Израиля пытаются через игру уйти от прошлого
Палестина против Израиля. Поле боя - баскетбольная площадка. Товарищеский матч. Пока, правда, не на уровне сборных, а между жителями соседних деревень. Между людьми, которые настрадались от войны и уже устали друг друга ненавидеть.
Израильтянин Азаэль и палестинец Абдул дерутся за мяч - момент истины, когда баскетбол - больше, чем игра. Первая встреча - без ненависти и страха. Они многие годы мечтали забыть о том, кто живет за стеной.
"Мне было больно и страшно, когда врач сказал: взрывом тебе повредило позвоночник. Ты не будешь больше ходить. Я ехал на игру и помнил: этот снаряд выпустил израильский танк", - говорит игрок палестинской команды Абдул Масри.
"Я начал играть в баскетбол, когда понял: лежать, отвернувшись к стене и думать о своем горе уже невозможно. В моей беде виноват только тот, кто сделал меня таким. И никто больше. Нельзя ненавидеть весь его народ", - говорит игрок израильской команды Азаэль Шабо.
Азаэль помнит, как расстреляли его семью - мать и три сестренки погибли на месте. Террорист, пробравшийся в еврейское поселение из соседней палестинской деревни. Помнит, как отец, сам врач Скорой помощи, зашел в палату: у тебя ампутировали ногу. Нас осталось двое. Будем жить дальше. География маленького мира - Абдула ранило во время ответного обстрела палестинской деревни.
"К нам в больницу поступали разные раненые. Я всем оказывал помощь. И просто понял: нас Бог наказывает за злобу и ненависть друг к другу, это надо остановить. То, что у меня остался сын, заставило меня думать иначе. И искать выход", - говорит отец Азаэля Боаз Шабо.
Товарищеский матч - не израильтяне против палестинцев, а израильтяне с палестинцами штурмуют баскетбольные кольца. Это очень непросто - не потому, что играют на колясках. Потому, что радикально настроенные односельчане уже обвинили палестинских игроков в предательстве за то, что они отправились играть на территорию Израиля. Потому, что соседи по еврейским поселениям приходили с угрозами в адрес израильских детей, пригласивших в свой спортзал палестинцев. Может быть, поэтому ни до, ни после игры ребята не разговаривают - пока просто играют, присматриваясь друг к другу.
"Мы хотим, чтобы израильтяне поняли - мы такие же, как они, нам тоже очень плохо, когда наши мамы плачут и жалеют нас. Нам так же больно", - говорит игрок палестинской команды Абдул Масри.
"Я в следующем году хочу пойти в армию. Нестроевая служба, я же компьютерщик. И я точно знаю, что нужно защищаться от тех, кто нападает. А не нападать", - отмечает игрок израильской команды Азаэль Шабо.
Последний бросок - через усталость и боль, уже после игры. Молчаливый вопрос: ты как? Молчаливый ответ: непросто.
"У меня нет выбора. Да и ни у кого его нет. Нам всем досталось столько горя, что мы уже устали ненавидеть друг друга. Мы обязаны заставить наших детей перешагнуть через все и попытаться жить дальше", - считает отец Азаэля Боаз Шабо.
Азаэль пока отмахивается - мне нужно подумать и побыть одному. Мощные взмахи рук - еще одна тренировка. К паралимпийским играм в Лондоне, где главным будет желание победить себя и свою слабость. Отец уверяет: он сделает это. Для себя. И, может быть, для Абдула.