Экстренный саммит Евросоюза одобрил новые жесткие требования к бюджетному дефициту стран
Экстренный саммит Евросоюза продолжался накануне в Брюсселе на 4 часа дольше запланированного. Для европейской пунктуальности - это редкое явление. Главный итог: одобрен так называемый "бюджетный пакт", смысл которого в том, что дефицит бюджета страны не может превышать 0,5% ВВП. Иначе санкции. Биржи Евросоюза сегодня отреагировали на это решение ростом индикаторов, но подписывать договор согласились не все государства.
Лидеры объединенной Европы засиделись допоздна. В 9 вечера президент Евросоюза Херман Ван Рампей сообщил на своем "твиттере": бюджетный пакт, документ, ужесточающий бюджетную дисциплину, одобрили 25 стран Евросоюза.
Британия отказалась подписывать его еще в декабре, сегодня к ней присоединилась Чехия.
"Причина, по которой мы не можем преодолеть разногласия на данном этапе - это отсутствие более широкого политического консенсуса по этому вопросу в Чехии. Я был бы очень плохим премьером, если бы заявил, что договор будет ратифицирован без предварительного обсуждения внутри страны. Это нельзя считать серьезным политическим подходом", – сказал премьер-министр Чехии Петр Нечас.
Критики бюджетного пакта говорят, что в нем слишком мало конкретных слов о борьбе с безработицей и экономическом росте. А именно эти задачи стояли в повестке первого в 2012 году саммита.
"Мы решили оказывать большую помощь малому и среднему бизнесу. Надо понимать: мы сокращаем бюджетный дефицит, а не инвестиции", - заявил президент Евросоюза Херман Ван Рампей.
В Брюсселе договорились уже в июле запустить европейский стабилизационный механизм. Эта своего рода "касса взаимопомощи" континента. В ней объединили средства 2 фондов финансовой стабильности, около 500 миллиардов евро. Но раздавать их политики не торопятся.
"Сегодня явно не последний наш кризисный саммит, но в плане укрепления доверия мы сделали важный шаг вперед. Помощь и поддержка должна быть адресной", - сказала канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Весь день политики изображали единение. Но начавшийся в Давосе спор Ангелы Меркель с партнерами по Евросоюзу здесь разгорелся с особой силой. Немецкий план спасения Европы не устраивает тех, кто из-за санкций Брюсселя не в состоянии лишний цент вложить в развитие собственной экономики.
Испания хочет инвестировать в новые рабочие места - безработица среди молодежи становится национальным бедствием. А греки не желают, чтобы за их бюджетом присматривал какой-то "еврокомиссар". В этом они видят не помощь, а посягательство на суверенитет.
"Греция - независимая страна, она принимает самостоятельные решения. Мы следим за тем, как Греция следует нашим рекомендациям, но я объяснил канцлеру, что мы не можем надавить на эту страну, и госпожа Меркель со мной согласилась", - отметил президент Франции Николя Саркози.
Германия остается главным кошельком Евросоюза. Как бы малым европейцам не нравился поучающий тон госпожи канцлер, из долговой ямы их выкупают в основном за немецкие деньги.
Настаивая на большей экономической интеграции, Германия и другие крупные страны континента прямо говорят о создании в будущем полноценного общеевропейского правительства. А это значит, что и многие политические решения будут приниматься не в национальных столицах, а в Брюсселе, и кто конкретно будет стоять за этими решениями, пока не ясно.
Но жить 2,5 года в условиях долгового кризиса Европа устала. Многие страны, похоже, готовы уступить часть своей независимости в обмен на экономический рост. На кону не только судьба евро, но и всего проекта "Единая Европа".