Иранская нефть вне закона в Европе: пострадает Греция, которая и так всем должна
Биржи всего мира замерли в ожидании новостей из Европы: о результатах сложных переговоров, о долговом кризисе в Еврозоне и запрете на поставки нефти из Ирана.
Мировые рынки ждали заседания Еврогруппы с осторожным оптимизмом: курс евро к доллару незначительно, но двинулся вверх. Но заседание продолжается, и пока в Брюсселе по-прежнему только надеются. Надеются на то, что греческое правительство заключит-таки в ближайшие дни (возможно, даже часы) сделку с частными кредиторами - о списании значительной части госдолга. Без этого Грецию ждет дефолт уже в марте.
Неудивительно, что лидеры ЕС посредничали в переговорах так активно, что порой переходили к прямому давлению. Банкиры, конечно, сами понимают, что дефолт Греции невыгоден и им тоже; однако сегодня они предлагают Афинам, по их словам, "наилучший из возможных вариантов" списания долга. Проще говоря, дают понять, что торг более неуместен. Таково практическое воплощение конфликта интересов, о котором сегодня в теории рассуждала глава МВФ.
"Нам нужно разорвать тот порочный круг, который я называю "банки вредят экономикам, экономики вредят банкам". Если банки перестанут наносить вред национальным экономикам, способствуя росту их внешнего долга, это поможет восстановить кредитное доверие, что выгодно и самим банкам - как важным кредиторам", - заявила глава МВФ Кристин Лагард.
Если финансисты только ищут путь к консенсусу, дипломаты в Брюсселе уже договорились, по крайней мере, по иранскому вопросу. Новые санкции будут, причем действительно жесткие, вот только не сразу. Эмбарго на экспорт нефти вводится поэтапно: сперва вступает в силу запрет на заключение новых контрактов, но старые будут исполняться до 1 июля. В этот день, если ничего не изменится, ЕС должен будет полностью прекратить закупки иранских энергоносителей.
Кэтрин Эштон, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, отмечает: "Давление, которое мы оказываем этими санкциями, должно дать Ирану понять: мы настроены серьезно, и мы требуем переговоров. Иран должен или начать с того места, на котором мы остановились, или выдвинуть новые предложения, но переговоры должны продолжаться".
Нет сомнений, что ЕС, отказавшись от иранского экспорта, без поставщиков не останется. Другое дело, что, во-первых, искать этих новых поставщиков придется в первую очередь странам, которым и без того сейчас непросто - это Греция, Италия и Испания, на них приходится две трети всего нефтяного экспорта из Ирана. Во-вторых, как отреагирует Тегеран? Там, как известно, пообещали в ответ на санкции перекрыть Ормузский пролив - то есть, перейти ту самую предельную черту, которую провели Соединенные Штаты. Возможно, этим своим решением "санкции, но не сразу" европейские лидеры пытаются дать иранцам дипломатический пас, так сказать, время подумать. Но как распорядится этим временем Тегеран - вопрос, ответ на который знают пока только в Тегеране. А вот в российском МИД считают, что односторонние санкции не только не решают проблему, но и чреваты срывом всех дипломатических усилий в отношении Ирана.