«Вашингтонское общество балалаечников» существует уже четверть века
За четверть века своего существования "Вашингтонское общество балалаечников" из группы трех энтузиастов выросло в полноценный оркестр русских народных инструментов. Первые балалайки доставали всеми правдами и неправдами, многие выпиливали сами. В итоге на смену репетициям в подвале пришли серьезные концерты и гастроли.
Соседи Макса Маккоула уже привыкли к необычным звукам, ежедневно доносящимся из подвала его дома. Для американца шотландских кровей любовь к волынке была бы понятна, но Макс без ума от другой музыки. Коллекционировать балалайки и домры из загадочного и закрытого в те времена Советского Союза он начал лет сорок назад. Доставал их через знакомых дипломатов, скупал у русских иммигрантов или просто мастерил сам. Жена поначалу ворчала, потом смирилась, а затем и сама решила попробовать.
"Балалайка - один из самых легких музыкальных инструментов, чтобы научиться играть плохо, и невероятно сложный, чтобы играть хорошо. Это как наша гавайская гитара, взял в руки и давай бренчи. А чтобы владеть ей, как профессионал, требуются годы и годы репетиций", - убежден Макс Маккоул.
Когда-то их было только трое, теперь - больше 60; когда-то они спокойно умещались в подвале дома Макса, теперь у них - своя школа. За четверть века с момента рождения "Вашингтонское общество балалаечников" превратилось в полноценный оркестр русских народных инструментов со своим дирижером и своими виртуозами.
"Здесь русский звук, здесь Русью пахнет", - все так, но не совсем. Трудно поверить, но из всего оркестра только трое наши соотечественники, остальные - американцы, итальянцы, мексиканцы, есть даже филиппинцы, и все они не могут без "Полюшко-поле" или "Светит месяц", не могут без русских романсов, бередящих душу.
"Меня эта музыка поразила, в ней столько энергии, силы и души", - говорит участница оркестра Тереза Ален.
Здесь вашингтонские госслужащие, юристы, и даже морские пехотинцы в отставке. У Ричарда Хьюлана из Теннесси в роду одни ковбои, если и музицировали, то только в стиле кантри, а он мечтал о треугольном контрабасе. Достал чертежи и построил его в своем гараже, просто купить балалайку такого размера в Америке было негде, а советская таможня добро на вывоз не давала.
"Я обожаю русскую музыку, ее романтизм и страсть. В ней все веселое по-настоящему задорит, а грусть заставляет плакать", - делится Ричард Хьюлан.
Ежегодно Вашингтонский оркестр балалаечников дает более двадцати концертов. И каждый раз зрителей полна коробочка. Кто-то пришел впервые, кто-то не пропускает ни одного выступления.
После революции 1917 года и нескольких волн эмиграции в Америке всегда были коллективы, играющие русскую народную музыку. Многие из них, к сожалению, уже распались, так что Вашингтонский оркестр балалаечников сегодня считается самым крупным в Америке, и он регулярно выступает. Члены оркестра приводят сюда своих родственников, детей, внуков. Делают все возможное, чтобы традиция сохранилась и чтобы русская музыка продолжала звучать.