Катастрофа недели — у берегов Италии потерпел крушение круизный лайнер «Коста Конкордия»
На борту "Коста Конкордии" в момент аварии находилось более четырех тысяч человек. По последним данным, 5 человек погибли, 15 пропали без вести. На лайнере было 108 российских пассажиров и три члена экипажа, все они спасены.
7 июля 2006 года. Церемония крещения нового круизного лайнера компании "Коста" омрачена дурной приметой. Традиционная бутылка шампанского не разбивается о борт судна. Неприятность заминают - "Конкордия" ведь не просто теплоход, а супертеплоход - полторы тысячи кают, четыре бассейна, бары и рестораны, спа-салоны и казино. Реклама пишет о ней как о "плавучем храме наслаждений" и "супернадежном лайнере". О том, что в 1912 году то же говорили и о "Титанике", вспомнят спустя 100 лет после той катастрофы - 13 января 2012 года. Еще одно несчастливое совпадение - пятница, 13-е. "Конкордия" отправляется в круиз до Барселоны и обратно - маршрут, пройденный десятки раз.
Вечером, когда пассажиры ужинают в ресторанах, лайнер садится на брюхо у берегов острова Джильо. Скала пропорола обшивку на 70 метров. Гаснет свет, блокируя электронные замки кают - лишь позже люди осознают, что поход на ужин спас их. Судно, на борту которого 4 с лишним тысячи человек, из них более 100 россиян, начинает заваливаться на правый борт.
"Потом началась паника, люди начали срывать двери и залезать. Их выталкивают, потому что она полная. Люди пытаются зайти, потому что больше шлюпок не было, а людей еще много. Так как корабль под наклоном, мы постоянно об него ударяемся, отталкиваемся, но мы хорошо, благополучно приземлились, другие хуже", - рассказывает пассажир "Коста Конкордии" Светлана Ятсышина.
Российские туристы рассказывают просто шокирующие подробности: "Было понятно с самого начала, что мы идем набок. Команда не знаю, чего добивалась, пытались как-то замять, объявили, что небольшая поломка электроники. Команда абсолютно неподготовленная - ее сменили в декабре, новые все. В предыдущий вечер видели команду абсолютно пьяными, у них была гулянка, многие видели этих людей в форме, которые управляют кораблем в нетрезвом состоянии, с девчонками, веселье у них было, гулянка".
Конечно, свидетельства о пьяном экипаже требуют проверки. Арестованный капитан утверждает, что получил пробоину где-то в море, на рифах, не отмеченных на навигационных картах, а к берегу Джильо шел, чтобы спасти людей. Отчасти это объясняет, почему огромный лайнер буквально притерся к скалам у входа в бухту, в которой даже не мог поместиться. Но не объясняет того, почему, выбросившись на мель, команда спасала не людей, а себя. У следствия есть доказательства, что экипаж покинул "Конкордию" задолго до конца эвакуации, которая была организована из рук вон плохо.
"Был хаос: полтора часа сидеть в боте, привязанным к кораблю, который дает очередные осадки, ты сидишь в боте со своей семьей, понимаешь, что вроде бы спасся, но висишь на высоте 14 метров, и утонуть с этой железякой не хотелось бы", - рассказывает российский турист.
Неудивительно, что многие не ждали помощи, а сами прыгали за борт, в 15-градусную воду и - вплавь до берега.
"Моя одежда вся мокрая - я плыл к берегу сам - механизмы оставшихся спасательных лодок не работали, а других уже не оставалось, нам пришлось прыгать в воду как раз в тот момент, когда корабль начал погружаться. Так и доплыли", - вспоминает спасшийся пассажир "Коста Конкордии".
Среди 111 россиян жертв нет, но люди остались не только без вещей, но и без документов, которые утонули. Российское посольство в Италии и консульский отдел работают круглосуточно, чтобы помочь соотечественникам.
По официальным данным, на "Конкордии" погибли пятеро. Но еще остаются пропавшие без вести. Шанс, что их найдут живыми, есть - молодожены из Южной Кореи провели первые сутки медового месяца в заблокированной каюте полузатонувшей "Конкордии", в темноте, окруженные со всех сторон водой, они дождались спасателей. Что сегодня дает надежду и другим.