Путешествие на роскошном круизном лайнере едва не закончился трагедией для нескольких тысяч человек
Гигантский круизный лайнер потерпел крушение у берегов Италии. По меньшей мере, три человека погибли, десятки пропавших без вести. На борту судна "Коста Конкордиа", которое получило огромную пробоину, едва выйдя в плавание по Средиземному морю, были в том числе российские граждане. Установлены имена 108 человек, в списках пострадавших никого из этих людей нет.
Информацию о них можно получить по двум "горячим линиям". По телефону 8 985 226 82 71 информацию предоставят в Федеральном агентстве по туризму. И, кроме того, оперативная группа работает в российском посольстве в Италии. Туда можно дозвониться по номеру 8 10 3906 (код Рима) 442 35 625.
Что касается причин крушения, то расследование, по всей видимости, обернётся сразу серией скандалов. Вопросы будут и к команде, которая, по словам очевидцев, была не готова к аварийной ситуации на судне, и к капитану - он сейчас оправдывается, что скалы, на которые напоролось судно, не были отмечены на карте. Всё это сейчас главная тема в мировых новостях.
Огромный круизный лайнер лежит на правом борту. На три четверти судно уже под водой, а с ним полторы тысячи кают, четыре бассейна, бары и рестораны, спа-салоны и казино. "Плавучий храм наслаждений", как писала о "Коста Конкордия" реклама, теперь представляет собой печальное зрелище. Для 3200 пассажиров первая же ночь в этом "храме наслаждений" обернулась кошмаром.
Это было самое начало путешествия. В пятницу "Коста Конкордия" вышла из порта Чивитавеккья под Римом в круиз до Барселоны и обратно, и взяла курс на первую стоянку - Савону. Но не пройдя и сотни километров, лайнер налетел на скалы у самого берега итальянского острова Джильо, порвав корпус на 70 метров в длину.
"Погас свет. Сразу все начали кричать, побежали кто куда. Мы решили вернуться в наши каюты, чтобы узнать, что произошло. Нам сказали - все в порядке, просто проблемы с электричеством. Но в этот момент судно уже начинало крениться", - рассказал один из пассажиров.
На борту "Конкордии", по данным российских дипломатов и туроператоров, находилось более ста наших соотечественников. Первому каналу удалось связаться с российскими туристами, которые были на борту "Конкордии". Они рассказывают просто шокирующие подробности.
"Страшный удар - удар был задней частью. Все было понятно с самого начала, что мы идем набок. Пытались как-то замять - объявили, что небольшая поломка электроники. Народу спаслось бы намного больше, если бы сразу начали эвакуацию, но такой команды не было часа полтора. Когда уже начал заваливаться, служащие приняли решение сами спускать шлюпки, а команды так и не поступило. Набилось народу столько в боты, что чуть не перевернулись. Последних эвакуировали, которые падали, летели, выбирались, висели на поручнях. Команда абсолютно неподготовленная - ее сменили в декабре, новые. В предыдущий вечер видели команду абсолютно пьяными, у них была гулянка. Многие видели этих людей в форме, которые управляют кораблем, в нетрезвом состоянии, с девчонками, веселье у них было", - рассказал Вадим Вылкос.
Конечно, свидетельства о пьяном экипаже требуют подтверждения. Но вот что говорят об эвакуации западные туристы.
"Паника, посуда бьется, люди бегают, скатываются по лестницам. Мы целый час ждали, пока нас не посадят в спасательную шлюпку", - говорит один из пассажиров.
"Шлюпки при спуске кидало из стороны в сторону, нашу лодку несколько раз ударило о борт судна - оно кренилось на бок, от него отваливались куски металла. Все как в фильме-катастрофе", - рассказала одна из пассажирок лайнера.
Неудивительно, что многие не ждали помощи, а сами прыгали за борт, в 15-градусную воду, и вплавь до берега. И уже на берегу, в темноте, искали своих.
"Был хаос: полтора часа сидеть в боте, привязанным к кораблю, который дает очередные осадки, ты сидишь в боте со своей семьей, понимаешь, что вроде бы спасся, но висишь на высоте 14 метров, и утонуть с этой железякой не хотелось бы. Был такой трогательный момент - выбегали из ближайших магазинов люди с коробками обуви, не то что б/у, а новыми. Если они видели, что люди идут без обуви - тащили из магазинов и выбирали нужные размеры, тащили пледы", - рассказал турист с лайнера Андрей.
А вот что рассказывает семья, в прошлом побывавшая в круизе на "Конкордии" и в этом году решившая отправить отдохнуть на лайнере родителей: "Бабушка наша рассказала, что едет в автобусе. Говорит: "Я с чужого телефона звоню, у нас корабль потерпел кораблекрушение".
Всех потерпевших крушение разместила в отелях итальянская сторона за свой счет. Но этого мало. Возможности спасти свои документы, которые отобрала команда корабля, у россиян не было. Эти и многие другие вопросы сейчас решаются.
"Один из туристов РФ из-за стресса попал в больницу. Это страховой случай. Билеты туда и обратно у всех туристов есть на руках. Есть загвоздка с паспортом, с продолжительностью визы. Эта проблема решается", - сказал исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
"На данный момент можно говорить о большой группе русских туристов, находящихся в гостинице - порядка 22 человек. Сейчас в Рим доставляется группа из 58 туристов. Документы будут выдаваться в соответствии с российским законодательством", - сообщил советник посольства РФ в Италии Игорь Богдашев.
70 человек из числа пассажиров по-прежнему числятся пропавшими без вести. Но большинство спаслись. Спаслись, потому что берег был всего в нескольких десятках метров. Когда видишь, как лежит "Конкордия", создается ощущение, что судно пыталось зайти в бухту острова Джильо. Вот только остановки там круиз не предполагал, да и не мог предполагать: в этом маленьком заливчике огромный лайнер не то что не развернулся бы - даже не поместился. Так что разумного объяснения происшедшему нет.
Впрочем, в короткой истории "Конкордии" вообще много иррационального. Когда шесть лет назад лайнер спускали на воду, традиционная бутылка шампанского не разбилась о борт судна. "Абсолютно надежная" - говорили о "Конкордии", точно так же, как сто лет назад о злосчастном "Титанике". И крушение судно потерпело в пятницу, 13-го. И еще одно символическое совпадение: палубы "Конкордии", названные в честь стран Евросоюза, ушли под воду в тот же день, когда поплыли вниз кредитные рейтинги самих стран ЕС.