Европа в большом долгу. Эксперты обещают евро бурную, но недолгую жизнь
Антикризисный саммит Евросоюза перенесён сегодня с 30 января на 29 в связи со всеобщей забастовкой в Бельгии, вызванной как раз кризисом в экономике этой страны. Бельгийцам предстоит серьёзно урезать госрасходы, и не им одним в еврозоне, которая всё больше напоминает зону астрономических долгов, ещё и в ожидании политических перемен.
Мировой экономический кризис углубляется. Споры оптимистов и пессимистов в области мировой экономики идут лишь вокруг того, насколько тяжелы будут его последствия. И взявшие сегодня в свои руки спасение Греции, а значит и всей Еврозоны, Германия и Франция сегодня оказались перед угрозой повторения долгового кризиса уже в Италии.
Международное рейтинговое агентство "Фитч" грозить понизить рейтинг страны уже в конце января. Причина - огромные суверенные долги. Здесь вполне уместна аналогия с долгами простого нынешнего европейца или американца.
"На протяжении 30 лет сначала Соединенные Штаты Америки, а потом и весь мир начали кредитовать частный спрос. То есть, иными словами, людям стали выдавать деньги с тем, чтобы они покупали, покупали и покупали. А когда приходила пора возвращать деньги, им давали новые кредиты, чтобы они могли расплатиться за проценты по старым и купить еще что-то", - объясняет экономист Михаил Хазин.
Именно этим США по-прежнему занимаются, влезая во все новые долги. Кстати сегодня внешний долг США уже на 120% больше, чем доход ее огромной экономики. Это точка, в которой начался долговой кризис в европейских странах, с одной лишь разницей - США всегда могут напечатать еще долларов. А вот Греция и Италия или, например, Португалия нет. Их долгами вынужден заниматься Евросоюз, а вернее Германия и Франция.
"Суть в том, что северные страны, сильные страны во главе с Германией вынуждены снова и снова выкупать долги Греции, Португалии и так далее, а если нет - они попросту рискуют распадом еврозоны, и в таком случае им, к сожалению, придется выкупать долги собственных банков, которые имеют огромные риски по причине капиталов, размещенных в этих слабых странах. Им так и так приходится все время кого-то выкупать, но в Германии, например, избиратели тревожатся, им не нравится то, что видится им постоянным и неизменным выкупом долгов других стран на их деньги", - рассказывает экономист Гэри Шиллинг.
В сытые времена европейские банки, уверовав в то, что экономический рост будет вечным, охотно скупали долговые бумаги более бедных европейских стран. В этой ситуации, по сути, они оказались заложниками вместе со всеми своими вкладчиками. А это не только простые европейцы, но и крупный европейский бизнес, а значит, и вся мировая экономика. Ведь рухни еврозона, мало не покажется никому. Ситуация угрожающая.
Выдержка из прогноза влиятельного британского аналитического Центра экономических исследований: "Все выглядит так, что 2012 год станет точкой отсчета распада еврозоны. Это еще пока не окончательный прогноз, с точностью примерно в 60%. Но, вероятно, к концу года, одна или, может быть, несколько стран покинут зону. Мы на 99% уверены, что единая европейская валюта исчезнет через 10 лет".
Почти суеверные страхи перед грядущими потрясениями и опасения, основанные на реальных угрозах мировой экономики, сегодня вылились в формулировку "новая великая депрессия", проводя аналогии с американской депрессией, которая длилась почти 20 лет. При этом многие аналитики утверждают: ключевые фигуры, от которых зависит спасение мировой экономики, действуют неверно.
"Кризис 20-30-х годов отличался от нынешнего тем, что тогда правительства не знали, что делать. А сейчас правительства знают, что делать, но из догматических убеждений не делают этого. Это как "Свидетели Иеговы", которые отказываются для спасения жизни от переливания крови, поскольку это противоречит их верованиям из-за своих догматических убеждений. Так вот в Европе сейчас происходит примерно тоже самое. Это абсурд", - считает профессор, директор исследований Института Политических наук Андре Гржебин.
Ответ на вопрос, почему так происходит, довольно прост. И Ангела Меркель, и Николя Саркози, и Барак Обама - политики, и у них в конце 2012 года выборы
ЕС и США остаются крупнейшими экономиками на планете. От них во многом зависит здоровье мировой экономики. Но вместо того, чтобы менять прогнившую систему, плодящую все новые долговые пузыри, они, по сути, занимаются косметическим ремонтом, откладывая непопулярные меры "на потом". В такой ситуации многие эксперты сходятся во мнении, что никакой второй волны кризиса вовсе не будет. А волна 2008 года оказалась лишь первым проявлением зараждающегося на наших глазах глобального шторма, последствия которого сегодня не возьмется предсказать никто.