Столетие своего существования отметили магазины самообслуживания в США
Вот уже век покупатели заходят в магазин, как к себе домой! 100 лет назад в США придумали объединить в одном пространстве все отделы и убрать продавцов. Так появились магазины самообслуживания. Говоря современным языком – супермаркеты. В СССР эту идею из Штатов привез Хрущев. Но в условиях советского дефицита новая форма не сразу повлияла на содержание.
Бегать в супермаркет в период новогодних праздников приходится как на работу. Купить все сразу и в одном месте кажется уже нормой, а все началось в Америке 100 лет назад. Бизнесмен Кларенс Сондерс зарегистрировал патент на первый продовольственный магазин полного самообслуживания. "Piggly Wiggly" - "Вертлявый поросенок". По современным стандартам маркетинга, может, и не самое подходящее название для магазина, но тогда оно сработало.
То, что придумал Кларенс Сондерс, было неслыханным по тем временам. Никаких прилавков, никаких списков продуктов, по которым продавец собирал корзину покупателя. Все с точностью до наоборот: открытые полки, товары, до которых можно дотянуться рукой, посмотреть, поставить на место или взять с собой, если понравится. Полная свобода выбора, а, главное, доверие покупателю. Как такое может не понравится?! Сеть "Piggly Wiggly" совершила переворот в мире продажи товаров, отныне самообслуживание если не единственный, то самый популярный способ покупки продуктов.
Правильно делать покупки американцев учат чуть ли не с детства. Мода на супермаркеты началась в довоенные годы, но бум пришелся на 60-е. О том, как вести себя в магазине, как выгодно закупаться впрок и что такое сезонные распродажи в Штатах, сняли сотни кинопособий. В киножурналах о советской торговле полки с товарами показывали быстро и общим планом, смотреть было особенно не на что, куда важнее была победа в соцсоревновании по итогам очередной пятилетки.
Девятую пятилетку первый советский супермаркет универсам "Фрунзенский" закончил на "отлично" и получил почетное знамя ЦК КПСС. Магазин, построенный по итальянскому проекту в ленинградском районе Купчино, открыл свои двери в сентябре 1970 года. Такого советский человек прежде не видел: все автоматизировано, магазин блестит и сияет и, главное, товары на выбор.
"Двери просто осаждали покупатели. Было очень много товара на открытие, которого раньше покупатели не видели: заморские фрукты, ананасы, всевозможные колбасы. С товаром в ту пору было не очень хорошо. В магазин, дословно говорят, ходили, как на экскурсию", - рассказывает заместитель директора магазина "Фрунзенский" Наталья Арефьева.
Супермаркет, может, и лишил нас общения с продавцом, но способов заставить покупателя раскошелиться хоть отбавляй: яркая упаковка, крупные ценники, товар, выставленный на полках на уровне глаз, и околокассовые зоны со всякой мелочевкой, к которой так и тянутся руки.
Не обязательно стоять очереди, чтобы расплатиться. В Америке кассы самообслуживания есть практически в каждом магазине. Достаточно самому отсканировать товар, оплатить его и отправиться по своим делам. При желании, поход за продуктами пройдет быстро и без лишних слов. Тем, кому не хватает общения с продавцами, придется отправляться на рынок.