Горы хлама стали источником вдохновения для художников
Увидеть жемчужину в ворохе ветхих вещей - это принцип необычной коммуны художников, которая обосновалась в американской глубинке. Представители сообщества считают, что ненужных предметов не бывает, а свалки похожи на запасники знаменитых музеев. Некоторые психологи, пожалуй, поставили бы членам коммуны диагноз "собирательство" - неспособность избавиться от старых пожитков. Но сами художники уверены - они просто находят прекрасное в самых обыденных вещах.
Двери открываются, и вы попадаете в один из самых невероятных домов: он скрыт в глубине Америки, а внутри него - сокровища. И живет среди них необычная коммуна художников под названием "Elsewhere", что переводится как "где-то там".
Где-то там, в 30-х годах XX века началась удивительная история. В одном из домов располагалась комиссионка. Ее хозяйка Сильвия Грей всю жизнь скупала подержанные вещи и перепродавала их. Это была настоящая страсть. Не все из ее покупок удавалось реализовать, но это ее не останавливало.
Потом она умерла, и никто из ее наследников не понимал, как распорядиться этим странным имуществом до тех пор, пока в этот город Гринсборо не приехал внук Сильвии Грей - молодой писатель Джордж, решивший просто показать приятелям-художникам бабушкины сбережения - те ахнули!
"Астрономические количества! Все было разложено по сумочкам, перевязано и упаковано с индивидуальными надписями, иногда сгруппировано забавным образом, рулоны тканей и тесьмы, пуговицы, книжные контейнеры, игрушки, техника!" - рассказывает внук Сильвии Грей, директор музея-коммуны "Где-то там" Джордж Шиир.
"Здесь были горы и горы вещей. Стены были увешаны сотнями и сотнями красивейших платьев. Джордж сказал: "О! запакуй-ка в коробку все, что тебе нравится!" И я сказала: "Как же я могу выбрать!" Все выглядело таким волшебным, и у всего была своя причина оказаться тут. Ты чувствовал себя первооткрывателем в этом мире сокровищ!" - вспоминает директор музея-коммуны "Где-то там" Стефани Шерман.
Тогда-то и родилась идея - всем вместе создавать инсталляции из предметов старины. Потом к ним стали приезжать друзья и друзья друзей. Так появилась коммуна, а в ней правила: ничто из вещей нельзя выносить из дома и ничего вносить; создавать художественные инсталляции можно только из того, что имеется и ничего из созданного не может быть продано. Любой заезжий художник может 2 месяца жить здесь бесплатно, лишь скидываясь еженедельно по 30 долларов на еду. Стараниями бабушки в доме оказалось абсолютно всё необходимое для жизни, включая кровати, подушки и белье - это все часть здешней коллекции.
Как человек, переживший Великую американскую депрессию, бабушка Сильвия Грей была уверена, что ненужных вещей не бывает. Поэтому если время предлагало ей что-то, она не упускала возможности. Так, после Второй мировой комнаты начали оккупировать не шляпки-туфли-бусы, а палатки, походные мешки, котелки, ими уставлены все полки, противогазы. В общем, всей этой амуниции хватило бы на целый батальон.
Еще нетронутых материалов хватит на много лет вперед. Из бесчисленных рулонов тканей здесь выстраивают дома-лабиринты. На потолке - сердце, выложенное из туфель. В зоне отдыха можно найти покой на перинах из километров тесьмы, или медитировать в тишине театра, где актеры - куклы-марионетки. Было бы странно, если б здесь не появилась комната с привидениями - они живут только во тьме на дамских сорочках и исчезают с появлением света.
"Когда мы приехали в Гринсборо, это было как в кино, по сюжету которого люди покинули город. Вдоль улиц посмотришь - никого, кроме бомжей. И всего одно кафе. Мы стали думать, как оживить депрессивный город", - рассказывает Стефани Шерман.
Сначала удивлялись зародившейся жизни случайные путники, потом начали появляться туристы, вместе с ними магазины и кафе, а значит - и рабочие места. В город возвращались люди. Из оборудованной в доме студии им начали рассказывать новости - так впервые появилось и местное радио.
"Здания стареют - их сносят, вещи стареют - их выбрасывают. Американцы все время хотят нового притом, что сама история страны относительно новая. Наверное, нам важно научиться, сохраняя старое, становиться частью чего-то нового", - считает Джордж Шиир.
За несколько лет в этом странном доме перебывали сотни художников со всего мира, а он, меняясь сам и меняя все вокруг, неизменно продолжает жить "где-то там".