У берегов Антарктики развернулась международная операция по спасению российского судна
На помощь терпящему бедствие экипажу с минуты на минуту вылетит транспортный самолёт новозеландских ВВС. Он сбросит на борт всё необходимое для того, чтобы матросы смогли продержаться до прибытия основных сил спасателей, в том числе насос для откачки воды. Зажатое во льдах судно получило пробоину, но благодаря действиям экипажа остаётся на плаву.
"Спарта" уже не тонет, команде рыболовецкого траулера удалось устранить течь в корпусе судна, но до спасения еще далеко.
Российские моряки заделали пробоину брезентом и пока, благодаря давлению воды, эта так называемая "заплатка" препятствует быстрому поступлению воды, но гарантий, что это спасет ситуацию, нет", - сообщил координатор спасательной операции Рэймон Дэвис.
Зажатое во льдах моря Росса российское судно "Спарта" получило 40-сантиметровую пробоину в корпусе по левому борту ниже ватерлинии. Во второй трюм начала поступать вода. Заделать пробоину сразу не удалось. У судна появился крен в 13-15 градусов и риск затопления.
"По сообщению капитана, пробоина 40 на 10 сантиметров, не очень большая, но в принципе для такого судна достаточно, чтобы получить значительное количетво воды и это представляет большую опасность", - считает президент Дальневосточной ассоциации мосрких капитанов Петр Осичанский.
Сигнал бедствия со "Спарты" поступил в 3 часа 15 минут по местному времени. Первым откликнулись новозеландские спасатели - эта страна ближе всего к тонущему судну. Но эта близость относительна - до берега почти 4000 миль и несколько суток пути.
На борту "Спарты" 32 человека: 16 индонезийцев, 1 украинец и 15 россиян - никто не пострадал. Часть команды капитан эвакуировал на спасательные плоты. 14 россиян остались на судне - бороться за его жизнь. Избавиться от крена и откачать воду быстро и полностью долгое время было неозможно из-за маломощных насосов.
"Ситуация нормализовалась, вода откачана, для страховки ждем самолета, который дополнительные насосы, но произойдет это не раньше, чем через сутки", - уверен генеральный директор компании-судовладельца Андрей Поломарь.
В районе бедствия находятся несколько кораблей, но рассчитывать на их помощь не приходится - подойти к "Спарте" невозможно из-за ледовых торосов.
В 1977 году флагман советской антарктической экспедиции Миахил Сомов, на котором Евгений Колутшев служил метеорологом в этом же районе попал в аналогичное происшествие. Сменившийся ветер погнал дрейфующие льдины в одну сторону - корабль буквально зажало в этих тисках. Ледовый плен длился полтора месяца. В такой ситуации остается надеяться только на помощь, которая рано или поздно придет, или у моря погоды, когда сменится ветер.
В море Росса сейчас сезон лова клыкача. Рыбаки плывут на такой риск сознательно - ради большого улова этой ценной рыбы и заработка. Год назад в этом же районе затонуло корейское судно. 22 человека погибли.
"Это очень востребованная особенно на американском рынке рыба, стоимостью до 70 долларов за кг, поэтому многие судовладельцы, не только российские, но и корейские, пренебрегают погодными условиями и ледовой обстановкой в надежде получить хороший улов", - считает руководитель группы общественных связей Росрыболовства Александр Савельев.
Российские спартанцы ждут помощи и продолжают борются за жизнь. В попытках спастись за борт пришлось выбросить весь улов - несколько тонн деликатесного клыкача - дорогой, но совершенно бессмысленный в данной ситуации груз.