Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
11 декабря 2011, 21:59

В Египте на выборах парламента побеждают исламисты — первые результаты «арабской весны»

На Ближнем Востоке главной темой стало голосование по выборам парламента в Египте. Оно проходит в несколько этапов и его итоги станут известны только к 10 января. Голосуют одна провинция за другой, и организовано это для того, чтобы не допустить очередных многомиллионных волнений. Пока что две исламистские партии набирают 60% голосов, а все остальные, светские, всего 15%. Так что результат "арабской весны" не заставит себя долго ждать. Египетские военные, которые контролируют страну после свержения президента, пытаются всеми силами не допустить хаоса в и без того сложной ситуации, в которой оказалась одна из самых развитых африканских стран.

В ожидании выборов гигантский город как бы делегировал свои бесчисленные, запутанные и далеко не всегда осознанные политические надежды одной из своих площадей. Как бы смел все в один угол, таким образом обеспечив себе возможность жить своей обычной жизнью. Там страсти, там столкновения интересов - пусть там, на Тахрире, и решается судьба Египта, а мы здесь, забегая в уличное кафе выпить чашку кофе или выкурить с приятелем кальян, поглядывая в телевизор, поспорим о том, чем и, главное, когда все это закончится; поспорим с тайной надеждой на то, что чем бы это ни закончилось, оно не выльется за пределы площади.

Ахмед Неги - человек, который в этом огромном городе с его неразберихой последних дней, явно знает больше остальных. Может быть, именно поэтому не ходил на площадь. В тот момент когда там, на Тахрир, кипели нешуточные страсти, Ахмед в своем офисе подводил черту под данными последних социологических опросов населения Египта. Являясь начальником отдела изучения общественного мнения авторитетного в стране Центра политических и стратегических исследований "Аль-Ахрам", Ахмед руководил опросом 2 тысяч 400 семей по всей территории Египта.

"Более половины опрошенных испытывают сильную тревогу в связи с ситуацией в стране. Тот же процент считает главной проблемой стремительно ухудшающуюся экономическую ситуацию и резкий рост преступности. Проблемы с демократией и коррупцией волнуют около 4%. При этом уровень доверия политическим партиям в целом резко снизился. Абсолютное большинство высказывается в поддержку военных, худшим сценарием считают сползание страны к анархии. 17% заявили о том, что опасаются прихода к власти исламистов", - сообщает Ахмед Неги.

Живой муравейник Тахрира был разбит на сегменты: исламисты-салафиты, представители из регионов… Часть площади, выходящая к Министерству внутренних дел, считается небезопасной даже среди тех, кто занимает все остальное ее пространство. Там, в закрытом от глаз толпы переулке, происходят столкновения с полицией, оттуда выносили раненых. Единство площади, кроме общей молитвы начинается кличем "Долой военных!" и заканчивается на вопросе "А кто вместо них?" Страсти кипят, но ответ на вопрос о вожделенном всеми здесь, на Тахрире, правительстве народного доверия содержится в результатах опросов общественного мнения всей страны.

"В ходе последних событий поддержка военных снизилась, но тем не менее составляет свыше 70%, но сейчас, во время выборов, интересно другое, - поясняет Ахмед Неги. - Если количество тех, кто будет голосовать за либералов и социалистов остается неизменным, то шансы исламистов растут на глазах. Растут за счет тех, кто еще месяц, два назад не имел явных предпочтений".

Особняком ото всех на площади разбит небольшой лагерь. Символика на палатках отчего-то кажется знакомой. Что-то подобное мы уже видели сначала в Белграде, затем в Тбилиси и Киеве. "Отпор", "Кмара", "Пора" - все эти названия уже в истории. Здесь, в Каире, молодежное движение со сжатым кулачком на эмблеме называется "6 апреля". Правда, в отличие от "оранжевой революции" и "революции роз", происходящее на площади Тахрир вообще не имеет названия.

"Да, мы отдаем себе отчет в том, что в результате выборов к власти могут прийти исламисты; мы знаем, что они имеют склонность к монополизации власти, но мы здесь работаем с людьми, с их сознанием, мы пытаемся изменить их традиционные представления о том, что власть должна быть сосредоточена в одних руках, и все уже меняется. Никому больше не удастся присвоить власть, а если и удастся, то, поверьте, ненадолго!", - убежден активист, член политсовета движения "6 апреля" Валид Мухамед.

Главная загадка площади Тахрир состоит в том, как это многотысячное скопление разношерстных недовольных реально влияло на решения, принимаемые Высшим военным комитетом. Накануне выборов военные явно игнорировали площадь, лишь пресекая попытки провокаций, и вот уже Тахрир из колыбели революции превращается в огромный кипящий страстями котел. Меж тем компромиссные ходы, которые тем не менее совершали военные, явно были продиктованы давлением. И вряд ли это давление площади, исполнение всех требований которой уже привело бы к анархии. Очевидно, давление оказывается из-за рубежей Египта, где о происходящем в стране судят по настроениям на площади. При этом мало кому известно, что в Каире есть еще одна площадь - Аббасия, где настроения совершенно иные.

"Вот он настоящий народ Египта! Мы собрались здесь, чтобы поддержать нашу армию. А Тахрир из площади революционеров стал площадью в Тель-Авиве. Площадью, где собираются агенты, предатели и шпионы!", - звучит в выступлениях на Аббасии.

Ахмед Харара в сегодняшнем Каире известен всем. Плакаты с его изображением развешаны над площадью Тахрир. Один свой глаз Ахмед серьезно повредил в столкновениях с полицией еще в январе. Во время последних событий на прошедшей неделе он лишился и второго глаза. В недавнем прошлом стоматолог, а теперь герой революции, Ахмед полон решимости идти до конца.

"За минувшие 9 месяцев ничего не изменилось, а ведь мы давали властям передышку, давали им шанс. Нет двух революций. Все, что происходит сейчас, одна, все та же революция, и она продолжится до тех пор, пока не будет выполнена воля народа", - заявляет Ахмед.

Меж тем итоги народного волеизъявления в Египте станут известны еще не скоро. Военные власти, несмотря на многочисленные прогнозы так и не отменившие выборы, тем не менее постарались максимально растянуть во времени процедуру голосования, в том числе и для того, чтобы обезопасить его результаты от прихоти площади. Подлинная воля народа Египта будет объявлена после 10 января, когда вопрос о том, как на нее отреагирует Тахрир, будет уже не так актуален.

Но останется другой вопрос: что будет делать герой революции Ахмед Харара, потерявший на площади оба глаза, если воля его народа совпадет с тем, о чем говорил другой Ахмед – социолог Ахмед Неги, который на площадь не ходил вообще?!

Читайте также: