Лидеры ЕС пытаются совместными усилиями спасти единую валюту
Главным международным событием недели стал внеочередной саммит Европейского Союза, посвященный проблеме спасения еврозоны от долгового кризиса. Две ведущие экономики Европы - Франция и Германия - предложили всем, кто входит в зону евро, план, который предусматривает проведение согласованной с Брюсселем экономической политики. По сути, это означает отказ от части суверенитета европейских стран в пользу Еврокомиссии, а также необходимость тратить деньги с немецкой пунктуальностью и бережливостью. На такие условия согласны далеко не все.
В саду у итальянского композитора Мариано Апичеллы никаким кризисом не пахнет. С тех пор, как 5 лет назад он познакомился с тогда еще премьер-министром Италии Берлускони, его финансы романсы не поют. Сеньоры Мариано и Сильвио записывают пластинки о любви.
В этой песне на слова Берлускони если и звучит слово "кризис", то это кризис в отношениях между мужчиной и женщиной. "Да, есть кризис в любви, есть в экономике. Кажется, что нам даже немного помогают, чтобы они вдруг вместе не наступили. Если такое произойдет, то будет Вселенская катастрофа", - говорит певец и композитор Мариано Апичелла.
Ушедший с поста премьер-министр Берлускони оставил Италии не только фривольные песни. Этот политик, один из крестных отцов-основателей нынешнего Евросоюза, передал по наследству финансовые проблемы, которые теперь предстоит расхлебывать всей семье. Еврозона - на грани крупнейшей геополитической катастрофы XXI века, евро падает по отношению к доллару с конца октября. Отсутствие единого финансового руководства и контроля привело к тому, что сегодня даже Германия не соблюдает Маастрихтские соглашения - правила, на основе которых и была создана Еврозона.
"Чем-то он напоминал проект СССР начала 20-х годов прошлого века, но СССР этот проект реализовал очень быстро, буквально за 2-3 года, и очень дешево, а Европа его реализовывала постепенно и очень задорого; вот это и есть главная проблема, что Европа, выстаивая свой проект, исходила из оптимистического сценария, а пессимистический она просто не предусмотрела", - отмечает экономист Михаил Хазин.
страны: Грецию, Португалию, Испанию и Италию. Некоторые платежные системы уже проводят тестовые торги по бывшей греческой валюте - драхме. А швейцарский банк UBS даже подсчитал, что выход из еврозоны любой страны обойдется каждому ее жителю минимум в 30 тысяч евро.
"Я думаю, что выход из еврозоны и переход с евро на национальную валюту или какую бы то ни было другую валюту в нынешних условиях какой бы то ни было страны, будет сопряжен с очень тяжелым кризисом", - говорит главный экономист финансовой корпорации Евгений Надоршин.
Соединенные Штаты подталкивают Европу к выпуску единых облигаций. Против этого жестко выступает Германия, чьи суверенные облигации пока еще ценятся очень высоко. А единые долговые бумаги гирями повиснут на экономике Германии.
Сергей Гриняев, генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов, полагает: "Две мировых войны с участием Германии привели США и Великобританию к пониманию того, что впредь Германия должна находиться под жестким прессингом, в том числе и экономическим".
Соединенные Штаты Америки, чей государственный долг, недавно перевалил за 15 триллионов долларов, давно и заинтересованно наблюдают за ситуацией в Европе.
"США стимулировали кризис в Европе, потому что ей нужна ликвидность, и они обеспечивали отток ликвидности с европейских рынков на свои, - полагает экономист Михаил Хазин. - Обращаю внимание: как только европейцам хоть чуть-чуть удавалось договориться и как-то успокоиться, как следовало обострение".
Рычагов влияния на кризис в Европе, невидимых и открытых, у США достаточно. Из тех, что на виду - это рейтинговые агентства, большая часть из которых находится в США и зависит от правительства.
"Попытка снизить рейтинг Соединенным Штатам привела к мгновенной отставке руководителя компании Standard and Poor’s", - замечает генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев.
Именно в эти дни, когда разговоры о крахе еврозоны достигли своего максимума, американцы выгодно разместили на рынке свои гособлигации.
"Спрос был сумасшедший, Америка разместила колоссальное количество облигаций, при этом решив свои долговые проблемы, а вот с Европой такого не получается именно из-за того, что рейтинговые агентства сейчас снижают рейтинги по ведущим европейским государствам", - считает аналитик инвестиционной компании Александр Потавин.
Немецкий публицист Юрген Эльзессер считает, что за кризисом в Европе стоят американские банки. В частности, крупнейший в мире инвестиционный банк Goldman Sachs. Люди, связанные с этим банком, сегодня занимают видные посты в Евросоюзе. Достаточно сказать, что Европейский центральный банк возглавляет Марио Драги, который в прошлым отвечал за европейское направление в Goldman Sachs.
"Еврокризис был начат американскими частными банками. Goldman Sachs стоит у истоков греческого кризиса. Еще на рубеже веков банк позаботился о том, что греки получили кредиты, и эти кредиты были скрыты от европейских контролеров. За эти услуги греческому правительству Goldman Sachs получил большие деньги, речь идет о 20% от кредитов", - рассказывает публицист Юрген Эльзессер.
Юрген Элзессер уверен, что все экономические и политические кризисы последних лет организованы ради того, чтобы вывести американскую экономику из-под удара. То, что Бжезинский называл "великой шахматной доской", скорее, напоминает огромную игру в монополию, в которой у ее участников есть самые широкие возможности, чтобы в любой момент изменить ход и правила игры.
"Огромный военный бюджет, который США в последнее время тратили на создание самых мощных вооруженных сил, дает возможность диктовать условия, в том числе и в экономической сфере, и в сфере финансов", - подчеркивает генеральный директор Центр стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев.
"То, что мы переживаем сейчас и что произошло в 2008 году, это нападения стран-спекулянтов на страны-производители - на старую Европу на Китай, Индию, Россию и Южную Америку. На сегодняшний момент эта война идет на валютном уровне, есть слабый доллар, и американцы пытаются предварить падение доллара обрушением евро", - поясняет публицист Юрген Эльзессер.
Председатель правления Российско-германской внешнеторговой палаты Михаэль Хармс, в свою очередь, полагает: "Конечно, долговой кризис - это самый серьезный вызов Европы после Второй мировой войны. Нужны очень быстрые и глубокие реформы, нужна унификация не только денежной, но и экономической и фискальной политики. Именно за это выступает Германия".
То есть Германия при поддержке Франции готова заплатить за выход из кризиса при условии: контроль за всеми европейскими финансами будет находиться в одних руках. Чиновники Евросоюза получат право верстать бюджеты суверенных государств, заставляя жить по средствам. Даже если меры по экономии настолько болезненны, что министры при их оглашении будут ударяться в слезы, как это произошло в Италии при увеличении пенсионного возраста…
Отступать некуда. На саммите в Брюсселе все страны Еврозоны согласились на столь жесткие условия. Принципиально поддержали перед лицом опасности реформу и страны ЕС с национальной валютой. Все, кроме одной - главной союзницы США в Европе.
Европейское единство, которое ковали так долго и так мучительно, оказалось совсем хрупким. Когда инструкцию по выживанию заблокировала Великобритания, пришлось придумывать новые, краткосрочные планы по спасению евро. И теперь реальных прогнозов, что будет с Еврозоной и Евросоюзом даже через несколько месяцев, просто нет.
На этом фоне появляются сообщения о том, что огромный символ евро перед зданием Европейского Центробанка власти Франкфурта-на-Майне решили снести, как символ, лишенный смысла. К кризису Еврозоны эта новость отношения, как уверяют, не имеет, но когда сегодня на рынках такое напряжение, кажется, даже взмах крыльев бабочки может спровоцировать катастрофические последствия.