В Стокгольме и Осло вручены Нобелевские премии
Сегодня в Стокгольме и Осло вручались Нобелевские премии. В этом году среди лауреатов есть люди, которые смогли выйти за рамки стандартного мышления и решить проблему, с которой не смогли справиться политики, военные, танки, пули и бомбы.
Это только кажется, что через 110 лет после первой церемонии уже ничего не может произойти впервые. Никогда раньше нобелевскую премию мира не получали сразу три женщины. Норвежский король Харальд Пятый вручает ее йеменской журналистке Тавакуль Карман и двум либерийкам - первой женщине-президенту в Африке Эллен Джонсон-Серлиф и правозащитнице Лейме Гбови. Джонсон-Серлиф долгие годы боролась с бывшим президентом Либерии, которого сейчас судят в Гааге, и победила мирным путем - на выборах после бегства диктатора из страны. Не меньше сделала для прекращения гражданской войны на родине и Лейма Гбови. Она организовала массовое движение женщин за мир. Либерийские жены отказывались исполнять супружеский долг, пока мужья не сложили оружие.
Другое уникальное решение - наградить ученого посмертно. Канадский биолог Ральф Стейнмен до своей Нобелевской премии не дожил всего несколько дней. Однако комиссия узнала об этом уже после оглашения списка лауреатов. По правилам, умершим нельзя присуждать награду, однако в этот раз было сделано исключение.
Кроме Стейнмена, премия по физиологии и медицине присуждена Брюсу Бойтлеру из США и люксембуржцу Жюлю Хофману - за открытия в области активации врожденного иммунитета. Эксперты всего мира утверждают: новые способы лечения инфекционных и онкологических заболеваний помогли спасти миллионы жизней.
"20 лет назад, когда мы начинали нашу работу, выживаемость больных, то есть выздоровление больных от лейкемии, наиболее частого онкологического заболевания иммунной системы, составляла примерно 7-10 процентов, а сейчас мы вышли на уровень 90-95 процентов выздоровления детей", - сообщил директор Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии Минзравсоцразвития России Александр Румянцев.
И вновь интрига: нобелевскую премию по физике получают трое соперников - американцы Сол Перлмуттер и Адам Райсс, и австралиец Брайан Шмидт. Ученые входили в две конкурирующие группы, занимавшиеся одной и той же проблемой. Изучая сверхновые звезды, они открыли, что Вселенная расширяется с возрастающей скоростью. И сделали важный шаг к обнаружению так называемой темной энергии, которая расталкивает галактики.
"Не исключено что и на теории элементарных частиц это скажется, и на нашем представлении о мире, и, может, даже какое-то практическое применение будет иметь. Потому что материя, которая обладает антигравитацией - сами понимаете, что это очень важно. Например, Фарадей в середине 19 века, двигая проволочку в магнитном поле, заметил, что по ней течет ток. А сейчас электротехника - это же вся наша жизнь, основанная на электричестве", - сказал директор государственного астрономического института имени Штернберга Московского университета имени Ломоносова Анатолий Черепащук.
Пожалуй самый приятный момент для короля Швеции Карла Шестнадцатого Густава - премию по литературе он вручает своему соотечественнику Томасу Транстремеру. 80-летний поэт - самый пожилой лауреат этого года. Уже несколько лет он практически не говорит и прикован к креслу-каталке. Решение комитета вызвало много споров. Впрочем, о предвзятости комиссии не может быть и речи. Последний раз шведу дали премию 40 лет назад.
Кульминация торжества в Стокгольме - знаменитый нобелевский ужин в городской ратуше. В этом году банкет на полторы тысячи человек обслуживает 48 поваров со всего мира. Работа над меню началась еще летом. И до сих пор, даже сейчас, гастрономические подробности хранятся в тайне.
"Самый распространенный вопрос от журналистов: что будет на банкете? Но я не могу раскрыть тайну. Меню является секретом до момента подачи блюд. Это традиция, которой мы придерживаемся много лет, - говорит шеф-повар Бьорн Фишер. - О блюдах знает только круг особо приближенных, ну и моя жена. Она умеет хранить тайны. Потерпите, совсем скоро блюда сможет попробовать каждый желающий".
На следующий день после церемонии меню нобелевского банкета попадает в ресторан при ратуше Стокгольма. Тут можно отведать любой ужин, начиная с 1901 года. Например, в 65-м, когда Нобелевскую премию получил Михаил Шолохов за роман "Тихий Дон", подавали цыпленка в трюфельном соусе с фуагра. Ежегодно нобелевский ужин заказывает до десяти тысяч туристов, и традиционно наибольшим спросом пользуется меню последнего банкета.