В Брюсселе обсуждают меры по спасению европейской валюты
Страны Еврозоны стоят на пороге кардинальных изменений. Лидеры государств называют все происходящее в Брюсселе последним шансом на спасение. Самые острые вопросы после многочасовых дискуссий согласовать удалось. Как только подготовят договор по бюджетному и налоговому Союзу еврозоны, он будет подписан немедленно. 26 стран проголосовали за общий план выхода из кризиса, и только премьер-министр Великобритании сообщил, что его страна самоустранилась от участия в новой фазе интеграции.
Президент Франции после бессонной ночи переговоров едва сдерживал раздражение. Этот саммит он называл "последним шансом" спасения Еврозоны. И на этом шансе поставил крест британский премьер, отказавшись поддержать глобальную реформу Евросоюза. Говоря об этом Саркози, буквально вцепился в трибуну.
"Мы предпочли бы соглашение в формате 27 стран, однако это оказалось невозможным по причине позиции, занятой нашими британскими друзьями. Великобритания выдвинула неприемлемые условия. В качестве платы за поддержку Кэмерон потребовал освобождения его страны от ряда положений, регулирующих финансовый рынок Евросоюза. Мы не могли этого допустить, так как именно недостаточная степень регулирования привела к нынешнему глобальному финансовому кризису", — сказал Николя Саркози.
Совместный антикризисный план Франции и Германии, прозванный в СМИ планом "Меркази" — Меркель и Саркози, представляет собой меры по ужесточению финансовой дисциплины стран ЕС – меры, крайне непопулярные. Частичный отказ от суверенитета. Выверенные бюджеты стран ЕС должны были бы обязательно утверждаться в Брюсселе. Сокращение бюджетного дефицита. Крайне болезненный пересмотр социальных расходов. А все видели, как на днях со слезами на глазах это делала Италия, поднимая пенсионный возраст. Но к затягиванию поясов были готовы все страны Еврозоны и еще 6 стран ЕС. Однако Дэвид Кэмерон, чья страна к валюте евро вообще не имеет отношения, сказал плану спасения "гуд бай".
"Мы желаем европейским странам всего хорошего. Я посчитал, что предложенные нам условия не соответствуют интересам Великобритании. Будет лучше позволить странам Еврозоны принимать решение на их усмотрение", - заявил премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон.
Эксперты говорят об изоляции Британии, недоверии к Туманному Альбиону среди европейских политиков. Ведь теперь пришлось остановиться на компромиссном варианте создания бюджетного союза, краткосрочных мерах по поддержке евро. Но канцлер Германии в интервью все равно постаралась превратить провал в маленькую победу.
"После затяжных переговоров мы добились хорошего результата, который позволит вернуть евро доверие. Мы создадим для евро бюджетный союз, который в то же время станет союзом стабильности", - сказала канцлер Германии Ангела Меркель.
Крайне нервная обстановка. Лидеры стран в закрытом режиме совещаются часами. Некоторые журналисты, ждавшие новостей всю ночь, не выдерживают. В кулуарах все чаще говорят о возможном исключении ряда стран из Еврозоны. Претенденты на вылет хорошо известны: Португалия, Греция, Испания, возможно даже и Италия. Германия и Франция продолжают настаивать. Если это допустить — последствия просчитать невозможно.
Леонид Григорьев, заведующий кафедрой мировой экономики Высшей школы экономики, поясняет: "Еврозона, конечно, не должна распадаться, потому что у них нет даже правил развода – у них были правила женитьбы, но не было правил развода, то есть можно войти в зону, но нету никаких писаных правил, как выходить. Шуточное дело, вдруг какая-то страна начинает выпускать, там, драхму! Одни переговоры о том, как выйти, как разойтись, нанесут такой ущерб мировой экономике, что мало не покажется".
По самым общим оценкам, выход из Еврозоны или из состава ЕС любой страны будет стоить каждому ее жителю порядка 30 тысяч евро. Мало кто хочет добровольно идти на такое.
Единая европейская семья может оказаться на грани развода уже в январе. Тогда помощь потребуется третьей экономике Европы – Италии. Именно поэтому сегодня МВФ решено накачать еще 200 миллиардами евро. Раскошелиться вновь придется всем странам ЕС, даже самым бедным, иначе банковская система Европы может быть полностью парализована.
Перед лицом такой угрозы даже Словакия, которая полтора года назад наотрез отказывалась платить по чужим долгам, резких заявлений не делает. Лучше заплатить сейчас, чем потом спасаться с тонущего еврокорабля.
Сокращение социальных расходов неизбежно. Убедить в этом простых жителей ЕС будет крайне сложно. В преддверии саммита на улицы вышли жители Нидерландов – одной из самых стабильных стран Еврозоны.