Последний секрет Муамара Каддафи — бывший ливийский лидер тайно похоронен где-то в пустыне
В Ливии, спустя 5 дней после убийства, наконец-то похоронили Муамара Каддафи и его сына Мутассима. Тайной, где нашел последнее пристанище полковник, теперь владеют четыре человека, и они дали клятву молчать.
Между тем, представители НАТО заявили, что Ливия не станет исламистским государством, и политические процессы в стране будут идти при соблюдении международного права и прав человека. Однако одно из первых заявлений Переходного национального совета таково: Ливия переходит к законам шариата, и сейчас в стране одна из самых популярных тем - разрешение на многожёнство.
Рожденный бедуином, чья родина пустыня, полковник Каддафи в нее и вернулся. Спецоперацию похорон полковника и его сына Мутассима где-то в Ливийской пустыне на рассвете власти засекретили.
"Насколько я знаю, есть запрет на погребение тела Каддафи на мусульманских кладбищах. Также его нельзя похоронить и просто в известном всем месте. Это может привести к бунту. Такова наша общая позиция", - сообщил министр информации Переходного национального совета Ливии Махмуд Шамман.
Выдать останки Каддафи просила его жена София, просили родственники из его родного племени, чтобы похоронить в районе городка Сирт, как и завещал бывший лидер страны, но властей страшила перспектива паломничества к могиле. Поэтому, где сейчас ее место, знают единицы. Известно, что при погребении присутствовал мулла, поэтому хотя бы в этом исламские нормы были соблюдены. Вопреки традиции тело убитого не было похоронено до захода солнца в тот же день. При этом революционные власти объявили, что отныне берут курс на исламизацию ливийского общества. Нормы шариата в перспективе должны стать в этой стране нормой жизни.
"Как мусульманская страна, мы приняли исламские законы шариата в качестве основы законодательства, поэтому любой закон, противоречащий принципам ислама, отменяется", - заявил глава Переходного национального совета Ливии Мустафа Алдель Джалиль.
В качестве примера, действовавший до сих пор запрет на многоженство теперь подлежит отмене. Мулла Мухаммад аль-Тухами считает, это медицинской мерой оздоровления общества и заботой о женщинах. Его логика такая, во время революции много мужчин погибло, а женщин и без того было больше. Поэтому вместо того чтобы вообще остаться без мужа, лучше пусть один будет на двух-трех женщин. И это пока единственная конкретная деталь, хоть как-то разъясняющая, в чем исламизация будет выражаться. Для семьи Аль-Хатиб нормы шариата чреваты серьезными проблемами в работе. Он и его жена, приехавшая в Ливию из СССР, оба художники и преподают в академии искусств.
Многие в ливийском обществе считают, что до таких радикальных запретов дело не дойдет и шариатская Ливия не будет походить на Афганистан при талибах.
"Не надо пугаться норм шариата. Они будут дисциплинировать общества. При этом мы сами выступаем против любых религиозных радикалов и экстремистов. У нас этого не будет. Да у ливийцев и нет такой традиции", - уверен мулла Мухаммад аль-Тухами.
Тем не менее, курс на превращение Ливии из светского в исламское государство наблюдатели расценивают как уступку умеренного крыла революционеров их более радикальным соратникам. Например, военный комендант Триполи Абдельхаким Бельхадж - первое лицо в организации "ливийская исламская боевая группа", которую Госдеп США считает террористической. По идее, этот человек должен знать, куда исчезли тысячи единиц оружия, в том числе и переносные зенитные комплексы из арсеналов ливийской армии. Но демонстрируют в Ливии сейчас другое оружие. Шоу вокруг убитого лидера страны продолжается. В городке Сирт открылась выставка его имущества. Здесь и позолоченный пистолет полковника, с которым он был захвачен.
Впрочем, из Сирта это не единственная новость. От взрыва емкости с горючим погибло до сотни человек. И власти пока не могут сказать, была ли это техногенная катастрофа или происки сторонников Каддафи. В любом случае это ЧП свидетельствует, у революционного совета проблемы в контроле над ситуацией. Показательно, но именно сегодня, он запросил НАТО как минимум еще месяц не прекращать операцию в Ливии, хотя коалиция собиралась закрыть ливийскую кампанию 31 октября. И все это происходит на фоне того, что сын полковника Каддафи Сейф аль-Ислам обещает мстить, обещает, что революционеры о нем и его отце не забудут.
Забыть о полковнике и не получится. Несмотря на усилия революционных властей избавиться от наследия Каддафи, вся Ливия просто обречена ежечасно иметь с ним дело. Полковник остался с народом. Его портрет по-прежнему на самой ходовой ливийской купюре в 1 динар.