В Северной Корее прошла торжественная церемония открытия железнодорожной ветки Хасан-Раджин
Российские специалисты восстановили железнодорожную ветку, которая свяжет Западную Европу и Восточную Азию. Отныне грузы будут доставляться в 3 раза быстрее — по сравнению с морским путем. Но жители Северной Кореи вряд ли увидят кадры торжества по телевизору. Скорее всего, новость о пуске первого поезда из российского поселка Хасан в город Раджин они посмотрят в кинотеатре. Торжественную церемонию северокорейский оператор снимает на старую советскую кинокамеру.
Иностранным журналистам в самой закрытой стране мира приходится работать с оглядкой на многочисленных работников спецслужб. В Северной Корее даже нельзя пользоваться мобильными телефонами — правда, для местных офицеров все же делают исключения. Вообще, встреча поезда больше напоминает военный парад. Кажется, здесь все отрепетировано заранее — торжественные марши, речи и аплодисменты. Даже женщины в национальных костюмах и цветами в руках во время церемонии выстраиваются в строгие ряды. А после — маршируют, словно по команде на плацу. Гораздо свободней себя чувствуют российские железнодорожники, проложившие новую ветку Хасан-Раджин.
Линию построили всего за 3 года. Пункт назначения — крупный торговый порт Раджин на севере Корейского полуострова. Он удобно расположен, круглый год не замерзает, к тому же находится в свободной экономической зоне. Здесь разгружаются тысячи пароходов из стран Юго-Восточной Азии. Перевозить грузы в Раджин и обратно по железной дороге гораздо дешевле и удобней, чем доставлять их морским путем.
От приграничного поселка Туманган до Раджина чуть больше 50 километров. Железнодорожная линия существовала здесь и раньше, но была в таком плохом состоянии, что российским специалистам пришлось полностью переложить верхние пути и создать так называемую совмещенную колею. В ней две пары рельсов. Внутренняя — узкоколейка — для корейских поездов. Внешняя — чуть шире — для российских.
появлением совмещенной колеи российским поездам, пересекающим границу, не придется менять колесные пары. Это значительная экономия времени и денег. Кроме того, железнодорожники не только прокладывают рельсы к Раджину, но и ремонтируют тоннели и переходы. А вскоре в корейском порту появится еще и современный контейнерный терминал.
Сдача новой линии Хасан-Раджин — это первый этап на пути полной модернизации всей Транскорейской магистрали. Пока основная часть грузов доставляется из Юго-Восточной Азии в Европу морем. Но железнодорожный путь через Россию в 3 раза короче. И когда будут проложены рельсы в другие порты Северной и Южной Кореи, откроются новые возможности для международной торговли.
Железная дорога свяжет Европу и Азию, через Транссиб в обоих направлениях пойдут миллионы тонн грузов. Это, в свою очередь, благотворно скажется на российской экономике, считают специалисты.
"Это выгодно России, потому что это работа для российских железных дорог, и для наших дополнительная точка отгрузки экспортных грузов для российских добывающих компаний; точно так же она выгодна для экономики России, потому что многие производства в России носят сборочный характер", - отметил старший вице-президент ОАО "РЖД" Валерий Решетников.
Когда будет создана новая Транскорейская магистраль — специалисты точно сказать не могут. Многое зависит от того, смогут ли договориться между собой Северная и Южная Кореи. Зато известно, когда по новой ветке российские товары пойдут в Раджин. Уже летом 2012 года в северокорейский порт отправится первый состав с углем.